Украинские терминалы ждут транзитные грузы
Украина предлагает одинаковые тарифные условия для грузовладельцев и экспедиторов
Железнодорожная администрация Украины использует всё новые способы для привлечения транзита. Как рассказал «Гудку» генеральный директор Государственной железнодорожной администрации Украины Михаил Костюк, основные ставки – на мультимодальные и контрейлерные перевозки.
– Михаил Дмитриевич, как сейчас дороги используют транзитные возможности Украины для привлечения грузопотоков?
– Украинские железные дороги представляют собой мощный транспортный комплекс. Непосредственно граничат и взаимодействуют в организации перевозок с девятью железнодорожными администрациями и обеспечивают работу по сорока международным железнодорожным переходам, а также обслуживают 18 украинских морских портов Черноморско-Азовского бассейна и три паромные железнодорожные переправы. По территории Украины проходят три панъевропейских коридора (3-й, 5-й, 9-й) и шесть коридоров ОСЖД. Через украинские порты Измаил и Рени осуществляется взаимодействие с панъевропейским коридором № 7, проходящим по реке Дунай с выходом через Чёрное море на Волго-Донской канал.
Неудивительно, что, имея такой потенциал, одним из приоритетных направлений деятельности УЗ считает развитие транзитных перевозок грузов. Основой украинского транзита являются российские грузы, удельный вес которых достигает 72%. Второе место по объёму перевозок занимают казахские грузы (до 16%), третье – грузы из Белоруссии (5,4%).
– Как менялись объёмы транзита за последнее время?
– За последние 5 лет динамика объёмов транзитных перевозок грузов по территории Украины имела позитивный характер. Объёмы транзита за пятилетие выросли почти на 30%, приблизившись в 2008 году к отметке 70 млн тонн – это наибольший показатель за годы существования УЗ.
Спад деловой активности на мировых рынках в результате финансово-экономического кризиса негативно отразился на экономических процессах в странах СНГ и Балтии, что привело к падению перевозок грузов, в том числе и транзитных, по территории Украины.
– Что представляет собой российский железнодорожный транзит через территорию Украины?
– В структуре транзитного российского грузопотока преобладают каменный уголь, железорудное сырьё, нефтепродукты, минеральные удобрения, чёрные металлы. Нашими стратегическими партнёрами в организации перевозок внешнеторговых грузов являются крупные российские предприятия – ОАО «Русский уголь», ОАО «Кузбассразрезуголь», ОАО «СУЭК», ОАО «Сильвинит», ОАО «Минудобрения», Лебединский и Михайловский ГОКи, «Роснефть», СИБУР, ОАО «Тулачермет», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и многие другие.
– Возможно ли в нынешних условиях увеличить объёмы транзитных перевозок?
– Привлечение дополнительных объёмов перевозок грузов в международном сообщении зависит в первую очередь от проведения железнодорожными администрациями гибкой, сбалансированной тарифной политики. Ещё в 1884 году великий российский государственный деятель Сергей Юльевич Витте сказал: «В области тарификации перевозок существует только одно разумное правило: нужно, чтобы товар платил за перевозку всё то, что он может заплатить. Всякий другой принцип будет произволен». Эти слова продолжают быть актуальными спустя 125 лет.
О конструктивном подходе к реализации транзитного потенциала железных дорог России и Украины свидетельствуют принятые решения на 2010 фрахтовый год по уровню сквозных тарифов на транзитные перевозки.
Тарифы на перевозку транзитных грузов по Украине одинаковы для всех грузовладельцев и экспедиторских организаций, что обеспечивает добросовестную конкуренцию на рынке транзитных транспортных услуг.
В условиях финансового кризиса мы ставим перед собой задачи привлечения дополнительных перевозок в конкурентных сегментах транспортного рынка, а это в первую очередь организация мультимодальных перевозок грузов.
Достаточно перспективной, на наш взгляд, является организация перевозок товаров из Китая в страны Западной Европы с использованием международных транспортных коридоров, пролегающих через территорию Украины. Это связано прежде всего с немалой экономией времени – поезд преодолевает этот путь почти на две недели быстрее, чем морское судно. Ещё одним коммерчески привлекательным сегментом транспортного рынка является организация контрейлерных перевозок. С 2003 года на Украине функционируют поезда комбинированного транспорта «Викинг» по маршруту Ильичёвск (Украина) – Клайпеда (Литва) и «Ярослав» по маршруту Луганск – Киев (Украина) – Славкув (Польша). Создание УЗ и ОАО «РЖД» совместного проекта в этой сфере могло бы стать значительным шагом к увеличению объёмов перевозок в соседском сообщении и умножению перечня услуг, оказываемых железными дорогами.
– С вашей точки зрения, какова роль технологического обеспечения транзитных перевозок?
– Безусловно, важной составляющей транзита является создание современных информационных транспортных систем, интегрированных в национальные и международные таможенные сети, которые обеспечивают электронный документооборот, контроль за перемещением, введение государственных и ведомственных информационных баз. Нами совместно с железными дорогами России, Словакии, Венгрии, Польши, Германии, Белоруссии заключены соглашения об организации электронного обмена информацией. Это является первым шагом для внедрения электронного документооборота и применения электронных перевозочных документов в международном сообщении.
Гудок; 19.03.10