У груза миновало
В логистических компаниях наблюдают оживление контейнерных перевозок на китайском направлении.
Распространение коронавируса создало для российского транспорта как крупные проблемы, так и неожиданные перспективы. Железнодорожные и морские контейнерные компании отмечают восстановление китайского рынка, хотя и предупреждают, что перевозки могут не достичь уровня прошлого года, а ослабление рубля — существенно повлиять на объем поставок в Россию. Автоперевозчики, опасаясь негативного влияния на рынок ужесточения карантинных мер в Европе, наблюдают тем не менее взлет перевозок продовольственных и бытовых товаров. Правда, не ожидают, что он продлится долго.
Железнодорожные логисты, обслуживающие международный контейнеропоток в Россию и транзит Китай—Европа, наблюдают восстановление отгрузок из КНР, основного экспортера контейнеризированных грузов. «В связи с определенной стабилизацией эпидемиологической обстановки в Китае предприятия этой страны постепенно возвращаются к нормальному режиму работы,— рассказывает гендиректор "Трансконтейнера" Виктор Марков.— В последние две недели мы наблюдаем признаки восстановления международных перевозок. Экспорт в марте в контейнерах растет более чем на 9% к марту прошлого года». Также, отмечает он, передача контейнеров из Китая по ключевым погранпереходам и дальневосточным портам приближается к нормативным показателям.
Мы с осторожным оптимизмом смотрим на перспективы роста рынка контейнерных перевозок в 2020 году»,— говорит господин Марков.
В ОТЛК ЕРА (российско-белорусско-казахстанское СП, обслуживающее контейнерный транзит через эти страны) поясняют, что даже в самые кризисные дни января—февраля, когда предприятия в КНР останавливались, компании продолжали отгрузки существующих товарных запасов по действующим контрактам. «Рост объема перевозок груженых контейнеров в январе—феврале по направлению Китай—Европа в сервисах ОТЛК ЕРА превысил 20%,— говорят в компании, уточняя, что тогда же значительно активизировались европейские грузоотправители.— Объемы перевозок груженых контейнеров из Европы в Китай за первые два месяца превысили прошлогодние более чем на 60%. Да, практически обнулились перевозки порожних контейнеров в наших сервисах, но даже это не помешало нарастить общий объем первых двух месяцев на 12%».
В ОТЛК ЕРА ждут роста перевозок из КНР. Нет и отказов от отгрузок из Европы, добавляют в компании, а из Италии, где ситуация развивается наиболее драматично, «приходят сообщения о работе транспорта в штатном режиме».
По словам исполнительного директора Freight Village RU Юрия Юрьева, ежемесячно из Китая в Ворсино приходит в среднем 45 контейнерных поездов. «C 1 января по 29 февраля текущего года терминал принял 92 контейнерных поезда, что на 10 поездов больше аналогичного периода предыдущего года,— отмечает топ-менеджер.— В марте мы наблюдаем небольшое снижение, будем отслеживать ситуацию во втором квартале».
В Fesco также видят восстановление грузопотока из Китая: «С конца февраля наблюдается еженедельный рост импорта, хотя отставание объемов за последние четыре недели от уровня прошлого года составляет 20–25%». Текущий поток, объясняют в Fesco,— это отгрузки заказов, сделанных в феврале-марте до ослабления курса рубля. «В случае дальнейшей нестабильности курса уже в апреле мы можем увидеть замедление импортного объема,— предупреждают в компании.— Это касается не только Китая, а импорта в целом».
«Мы наблюдаем ситуацию, когда китайская сторона уже готова отправлять товары, а российская — принимать,— говорит Александр Баскаков, директор Rail Cargo Logistics-RUS.— Можно прогнозировать рост импорта из Китая в Россию, а также переход части грузов с автотранспорта на железную дорогу для более прогнозируемых сроков доставки».
Но будущее развитие ситуации будет зависеть от действий властей и вводимых ограничений: в Европе заводы встали, поэтому транзитный поток сильно сократится в обе стороны. Источник в отрасли отмечает, что заметно упала обратная загрузка контейнеров на маршруте Европа—Китай. Это повысило себестоимость перевозки и негативно повлияло на привлекательность железнодорожного транзита относительно морских перевозок.
Автоперевозчики наблюдают всплеск спроса на перевозки товаров, вызванный потребительским ажиотажем и ростом онлайн-заказов и удаленных сервисов.
Но источник “Ъ” на рынке считает оживление временным и недостаточным для компенсации снижения трафика из-за рубежа. Другой собеседник “Ъ” отмечает, что наибольшие опасения у автоперевозчиков вызывает риск закрытия погранпереходов.
Гендиректор агрегатора крупнотоннажных грузоперевозок Fura Филипп Газманов подчеркивает, что коронавирус на рынок влияет «экстремально разнонаправленно». Панический спрос населения на продукты питания и средства гигиены увеличивает количество перевозок, которые необходимы, чтобы его удовлетворить. Вместе с тем есть риск принудительного закрытия торговых центров, который убьет перевозки. Отмена спортивных и увеселительных мероприятий плохо влияет на продажи алкоголя, отмечают в Fura, а «алкоголь, особенно пивные напитки, составляет значительную часть (20%) перевозимых грузов».
В Fura полагают, что катастрофический удар по рынку логистики может нанести закрытие заводов, поскольку рабочих невозможно перевести на удаленный режим. При худших сценариях рынок автомобильных перевозок сократится на 20–40%, полагают в Fura. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков 23 марта уже попросила правительство ввести мораторий на взимание транспортного налога и платежей системы «Платон».