Три главных мифа о поставщиках с Alibaba.com
Автор: Виктор Соковнин, руководитель агрегатора грузоперевозок B2B-Китай (b2b-china.pro)
Наверняка вы слышали множество историй о том, как начинающие импортеры китайских товаров, становились жертвами мошенников, которые «окопались» на Alibaba.com. В реальности все не так однозначно. В своей статье руководитель сервиса B2B-Китай Виктор Соковнин развенчивает три самых распространённых мифа о портале Alibaba.com. Надеемся, что эта информация поможет вам найти надежных поставщиков в Китае.
Миф 1: «Сотрудничество только с «золотыми» поставщиками – залог надежности»
Периодически мы получаем письма от отчаявшихся импортеров, которым не посчастливилось выбрать недобросовестного поставщика на Alibaba.com. Иногда речь идет о мошенничестве по части оплаты, но гораздо чаще проблемы связаны с низким качеством товара и несоблюдением требований заказчика. Это оказывается очень неприятным сюрпризом для таких импортеров, ведь они проявили должную осмотрительность и выбрали подходящего поставщика со статусом “Gold”!
Почему-то множество бизнесменов полагают, что если выбирать поставщика только среди кандидатов с «золотым» статусом, все остальное срастется само собой. Но когда дело касается производства, надеяться на это не стоит. И вот почему:
Статус «Gold Supplier» («Золотой Поставщик») – вариант членства на портале Alibaba.com. Это также основной источник прибыли портала. Не каждый может числиться на этом ресурсе со статусом Gold. Во-первых, поставщик должен быть готов платить годовые членские взносы, величина которых варьируется в пределах от 5,000 до 10,000 долларов. Помимо этого, претендент на золотой статус также должен являться официально зарегистрированным юридическим лицом. Alibaba при этом проверяет документы поставщика, в частности, лицензию на осуществление деятельности.
Это, конечно, очень хорошо. Однако не предусмотрено никаких требований в отношении обеспечения надлежащего качества продукции и соответствия зарубежным нормативам. Давайте подумаем, почему Alibaba.com должны были бы лишать доступа к порталу поставщиков, которые не могут предоставить документы, подтверждающие опыт производства товаров, соответствующих российским, или европейским стандартам и нормативам? Безусловно, это очень упростило бы жизнь бизнесменам из России или Европы, но не покупателям в Тайланде, Нигерии или Бразилии, а это тоже важные рынки, зачастую основные страны экспорта для многих китайских производителей.
А что же насчет требований к качеству? Должны же на портале Alibaba быть установлены какие-то минимальные критерии качества ― скажете вы? Сложность заключается в том, что не существует универсального определения, что значит хорошее качество. Нет отдельного стандарта ASTM или ISO, определяющего «надлежащее качество». Это понятие может толковаться по-разному в зависимости от рынка и от восприятия конкретного человека. Сам импортер всегда должен четко обозначать требования к качеству продукции, которые, в свою очередь, определяются спецификациями на товар (и другими материалами и проектной документацией).
В этом все и дело. «Золотой поставщик» ― это не более чем зарегистрированная на портале компания, оплатившая взнос, чтобы на ее странице на портале отображался значок “Gold”. Впрочем, есть еще кое-что. Помните, мы говорили, что Alibaba проверяет документацию каждого поставщика прежде, чем зарегистрировать его? Тут-то и начинается самое интересное.
Alibaba.com проверяет достоверность большого количества информации о компании – название, юридический адрес, данные юридических представителей, организационно-правовую форму, а также размер уставного капитала. Это большое преимущество, когда вы ищете поставщика в Китае или других развивающихся странах, где вы обычно не располагаете открытыми источниками сведений о компании. Благодаря этой информации можно определить, является ли поставщик мелким торговцем или одним из ведущих поставщиков. Однако для этого необходимо умение правильно интерпретировать данные. Если вы в этом не сильны, лучше будет доверить процесс подбора поставщика профессионалу.
При этом не будь на Alibaba.com предусмотрена проверка данных «золотых» поставщиков, подбор поставщика в Китае был бы гораздо более трудоемким и рискованным. Конечно, это всего лишь первый этап процесса, но как же он важен!
Миф 2: «На портале Alibaba представлены только мелкие торговые компании и агенты, а не реальные производители»
Поиск по запросу «светодиодные лампы» на Alibaba выдает, на момент написания этой статьи, 2 936 поставщиков и 23 412 058 товаров. Большинство из них действительно – мелкие торговые компании, а не производители. Однако их сразу легко вычислить, поскольку они, как правило, предлагают очень широкий ассортимент часто совершенно не связанных между собой товаров. Они также часто устанавливают очень мелкие минимальные заказы.
Но среди этих почти трех тысяч поставщиков есть и лучшие китайские производители. Конечно, они в меньшинстве, но все же и они представлены на портале Alibaba. Почему-то импортеры расстраиваются, когда обнаруживают, что их агент по подбору поставщика рассматривает, хотя бы частично, поставщиков с Alibaba.com. Конечно, это потому, что они считают, что если бы они хотели купить товар у поставщика с Alibaba, они справились бы и сами, без всяких агентов. Но, возвращаясь к выводу, который мы сделали выше, когда говорили о статусе «Золотой Поставщик»: если вы не знаете, как интерпретировать сведения о китайской компании – значит, вы не готовы самостоятельно подбирать поставщика, на Alibaba или любом другом портале поставщиков.
Нет каких-то секретных сообществ поставщиков, в которых скрываются все хорошие надежные поставщики. Китайские поставщики хотят сотрудничать, хотят, чтобы клиенты находили их, и поэтому регистрируются на Alibaba. При этом «хорошие» поставщики, если их можно так назвать, все же действительно представляют собой меньшинство.
Миф 3: «Поставщики с Alibaba ненадежны и доверять им нельзя»
Конечно, есть основания так считать – среди поставщиков попадаются мошенники и те, кто поставляет бракованный или поврежденный товар. Действительно, многие поставщики на Alibaba.com не заслуживают доверия. Но хотите – верьте, хотите – нет, в большинстве случаев виноват бывает сам импортер, а не поставщик. Чаще всего импортеры остаются в убытке не из-за откровенного мошенничества поставщика. Основной причиной разочарования обычно являются проблемы, связанные с качеством товара.
Эти проблемы обычно возникают по двум причинам. Во-первых, потому, что импортер выбрал не того поставщика, который просто не мог надлежащим образом изготовить товар (то есть мелкого торговца, предложившего минимальную цену). Во-вторых, потому, что импортер не предоставил поставщику подробного технического задания на продукт, включая, требования к используемым материалам, размерам товара и другим характеристикам.
Если вы выбираете поставщика на Alibaba «наугад», или, того хуже, исключительно руководствуясь критерием самой низкой цены, очень вероятно, что вам придется сотрудничать с поставщиком, не дотягивающим даже до среднего уровня. Хотя поверьте, даже поставщик среднего уровня вас бы не устроил.
Но опять же, если вам удалось найти высококлассного поставщика, возможно, одного из лидеров отрасли, вы все равно должны дать ему максимально полную информацию о том, что должен собой представлять продукт в четких технических параметрах. Как мы уже говорили, нет универсального определения слова «качественный». Не предоставляя спецификации, вы тем самым подталкиваете поставщика восполнить отсутствующую информацию по своему усмотрению.
Вас не устраивает присланная поставщиком партия футболок из полиэстера? Да, но, постойте, откуда ему было знать, что вы хотите футболки из хлопка? Я, конечно, утрирую, но суть, надеюсь, понятна. В том, что касается составления спецификации на товар, не бывает малозначительных или несущественных моментов – необходимо указывать ВСЁ.
А что же насчет мошенничества — спросите вы? Ведь нельзя же обвинить импортера в том, что он стал жертвой мошенничества? И да, и нет. Мошенничество в части оплаты довольно распространено в Китае. Обычно импортера вводят в заблуждение, и он переводит деньги на банковский счет, не принадлежащий реальному поставщику. То есть, в графе «получатель платежа» числится не имя или наименование поставщика, у которого вы покупаете товар. Это делается легко: мошенники меняют имя получателя платежа в предварительном счете.
Во многих случаях импортер думает «ну, наверное, так принято в Китае….» и не придает этой, на первый взгляд, мелочи, никакого значения. Впоследствии обнаруживается, что поставщик не получил платеж покупателя, и это действительно так, ведь тот перевел деньги на счет совершенно другой компании.
Иногда реквизиты платежа в счете меняют хакеры, получив доступ к аккаунту электронной почты поставщика. Мне также известны случаи, когда была почти стопроцентная уверенность, что мошенничество было совершено при помощи сотрудника поставщика, возможно, даже при участии юридического представителя компании.
Как бы то ни было, при сотрудничестве с китайскими поставщиками не стоит пренебрегать соображениями здравого смысла. Представьте, если бы поставщик в вашей стране вдруг попросил бы перевести платеж в оффшорную компанию на Багамах? Уверен, это бы вас насторожило.
Вывод
Итак, вернемся к основному вопросу. Неужели все поставщики с Alibaba ненадежны, и так и ждут, чтобы обмануть любого, кто им подвернется? Конечно же нет. Успешная работа с китайскими поставщиками – это результат кропотливой работы, должной осмотрительности и обеспечения контроля качества на всех основных этапах производства. Проигнорируете что-то из вышеперечисленного ― скорее всего, потеряете деньги. И такая вероятность совершенно одинакова независимо от того, выбрали вы поставщика на Alibaba.com, любом другом портале поставщиков или на обычной торговой выставке.