Рынок логистических услуг будет перестраиваться на фоне падения грузопотоков
РБК Research в рамках конференции «Рынок логистических услуг в условиях экономической рецессии: итоги и прогнозы» представило доклад о перспективах отрасли вплоть до 2018 года. Рынок будет вялым, и это заставит российские компании снижать издержки, в чём им как раз и призваны помочь логисты.
«Мы видим сегодня отрицательную динамику на рынке транспортно-логистических услуг (ТЛУ), что вполне понятно в ситуации экономического спада и в условиях санкций, – говорит автор доклада главный аналитик департамента b2b проектов РБК, заместитель председателя комитета по логистике Торгово-промышленной палаты Людмила Симонова. – Наиболее сложная ситуация наблюдается на рынке автомобильных перевозок и в сегменте экспедирования, поскольку там идёт снижение экспедиторской наценки в силу падения объёмов перевозок и усиления конкуренции».
При этом, как заметила эксперт, грузооборот падает несколько медленнее погрузки, так как возрастает роль Дальнего Востока и увеличивается средняя дальность перевозок, но это не может компенсировать падение рынка. В целом по 2015 году ожидается падение грузоперевозок на 13%, а грузооборота – на 2,8%. На железнодорожном транспорте это будет соответственно 4% и 2%. В целом рынок ТЛУ сократится в сопоставимых ценах на 9%.
Интересен рост тарифов за девять месяцев этого года по сравнению с таким же периодом прошлого. В целом по рынку он составляет 14,2%. При этом железнодорожный транспорт единственный, который соответствует рынку, – у него 14%. Наибольший рост в морском транспорте – 36,8%, на внутреннем водном – 26,5%, на воздушном – 16,4%. А вот на автомобильном рост всего 7,4%, что, по мнению Людмилы Симоновой, и говорит о плохой ситуации. При общей инфляции в 20% на перевозимые товары отрасль теряет деньги. Свою негативную роль сыграет и введение платы за передвижение тяжёлых грузовиков.
Так как мировая экономика до 2018 года будет расти в районе 3–3,2%, а внешняя торговля – в диапазоне от 4,5% до 4,9%, то в это время не стоит ожидать и заметного роста рынка транспортно-логистических услуг, говорится в докладе. В следующем году в рублёвом выражении он вырастет на 6,9%, в 2017-м – на 5,8%, в 2018-м – на 6,6%. Но фактически, как указывает Людмила Симонова, это будет номинальный рост. Он окажется недостаточным, чтобы восстановиться до уровня 2014 года. В России грузовая база станет сокращаться, и темпы роста рынка ТЛУ будут ниже уровня инфляции.
Так как автомобильный транспорт попал в наиболее сложное положение, то до 2018 года, по мнению Людмилы Симоновой, будет проведена оптимизация транспортных и логистических компаний, выведена из оборота значительная часть автомобилей (от 20% до 50% в зависимости от направления перевозок), с рынка уйдёт до трети игроков, прежде чем будет достигнут новый баланс спроса и предложения. Компаниям в период рецессии придётся наиболее активно заниматься снижением издержек и расходов. При этом резервы очевидны.
Если в Америке и Европе на аутсорсинг отдано до 80% логистических услуг, то в России эта цифра – не более 20%. В результате сейчас доля затрат на логистику составляет в США и Евросоюзе всего 8–8,5% от ВВП, в мире средний показатель – 11%, а в России – 20%.
Как пояснил «Гудку» директор по развитию бизнеса ОАО «РЖД Логистика» Денис Мазурин, время кризиса для логистический компаний – самое удобное, чтобы предложить клиентам новые решения и занять новые рынки.
«У нас рост очень высокий, практически в разы по сравнению с прошлым годом, – говорит Денис Мазурин. – Правда, сознание многих бизнесменов по поводу логистики остаётся ещё как бы местечковым и незрелым. Они говорят, вот давайте снижать тарифы, в то время как не видят, что дело часто вовсе не в тарифах, а в организации логистики».
По словам Дениса Мазурина, большие издержки на транспорт зачастую связаны с тем, что нет стыковки технологий между различными перевозчиками, например железнодорожным и автомобильным, нет возможности быстро состыковать перевозчика и порт. В качестве примера эффективного решения таких проблем и оптимизации логистики Денис Мазурин упомянул работу с ЕВРАЗом, когда были решены проблемы с перевозкой продукции на Дальний Восток, в результате чего был увеличен товарооборот компании.
В перспективе ситуация в мире на рынке логистических услуг неизбежно и кардинально изменится, полагает Людмила Симонова. Это связано с созданием Транстихоокеанского и Трансатлантического партнёрства, Евразийского союза и изменением роли Китая. Все эти организации основаны на зоне свободной торговли, что будет сказываться на товаропотоках и, соответственно, на логистике.