Российские порты готовы принимать любые грузы из Белоруссии
ПРАЙМ. Россия получит положительный экономический эффект от переориентации грузопотоков из Белоруссии на российские морские порты, которые готовы принимать грузы различной номенклатуры из соседней страны, полагают опрошенные РИА Новости эксперты.
В пятницу Россия и Белоруссия подписали межправсоглашение, предусматривающее возможность перевалки белорусскими предприятиями на экспорт в морских портах РФ на Балтике 9,8 миллиона тонн нефтепродуктов в 2021-2023 годах, в том числе 3,5 миллиона в 2021 году, 3,2 миллиона в 2022 году и 3,1 миллиона тонн в 2023 году. Вместе с тем на 2021 год согласован как гарантированный меньший объем — около 2 миллионов тонн. Стороны также планируют проработать условия экспорта белорусских калийных удобрений через российские порты.
По словам координатора проекта "Морская политика" Центра стратегических оценок и прогнозов Анны Горновой, увеличение загрузки портов — это дополнительная прибыль. "Белоруссия экспортирует ежегодно около 11 миллионов тонн нефтепродуктов в Великобританию, Украину, Нидерланды, Польшу, в Азию, Африку, Латинскую Америку и США. Основную конкуренцию российским портам на Балтике до недавнего времени по белорусским грузам составляли прибалтийские порты", — рассказывает эксперт. Например, компания "Нафтан" ранее переваливала свои грузы через Клайпеду (Литва) и Вентспилс (Латвия).
Горнова отмечает, что принятие решения о перенаправлении нефтепродуктов в российские порты — Калининград и Усть-Лугу — приведет к дополнительной загрузке портовых терминалов. "Это особенно актуально для Калининградской области, где основная перевалочная нефтебаза в составе рыбного порта города Калининград простаивает последние годы, лишившись большей части таких грузов как перевалка нефтепродуктов. Также это позволит увеличить потоки нефтеперевалки из других портов, включая Балтийск", — указала она.
Как напомнил председатель комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты Леонид Степанюк, в Калининградской области есть несколько стивидорных компаний, в Калининграде, Светлом, Балтийске, с оборудованными причалами под контейнерные, навалочные, насыпные и наливные грузы. Также строится грузопассажирский порт в Пионерском.
"Мы сможем взять до трёх миллионов тонн только наливных белорусских грузов, что приблизительно около 25% от всего грузопотока нефтеналивных грузов из этой страны, если я не ошибаюсь. При нашем объёме перевалки 11-12 миллионов тонн различных грузов в год на сегодняшний день, полагаю, суммарно мы сможем нарастить объем перевалки через морской порт до 20-25 миллионов тонн", — отметил эксперт.
По его словам, ранее переваливались большие объёмы грузов, которые теперь потеряны. "Поэтому, если будет такая возможность (переориентации части белорусского грузопотока на Калининградский порт – ред.), конечно, мы справимся. Насколько я знаю, грузопоток из Республики Беларусь составляет около 10-12 миллионов тонн нефтеналивных грузов и около 6 миллионов остальных грузов. Объём грузов, который Республика Беларусь переваливала через другие порты, с лихвой компенсирует наш дефицит, образовавшийся с учётом всех факторов. Естественно, возможный грузопоток из соседнего государства пополнит его до номинала. У нас эта мощность есть", — сказал Степанюк.
Президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев считает подписание соглашение между РФ и Белоруссией "абсолютно правильным решением". "Надо уходить от Прибалтики в связи с их политикой по отношению к нам…. Чем раньше мы заберём белорусские грузы на Усть-Лугу, Санкт-Петербург и другие порты, тем лучше и правильнее", — заявил он.
Степанюк добавил, что порт в Калининграде сможет обеспечить Белоруссию перевалкой грузов любых номенклатур. "У нас есть определённая надежда на эти грузопотоки. Тем более, рассчитываем на завершение строительства порта в Пионерске. Большие планы по развитию есть и у Калининградского торгового порта, у Балтийской стивидорной компании, которые сегодня недогружены", — сказал он.
Горнова рассказала, что в Усть-Луге сейчас идёт значительное расширение нефтеперевалочных мощностей, что также несомненно даст дополнительный экономический эффект. "Порты Ленинградской области сейчас активно расширяются. Полным ходом идут инвестпроекты в Усть-Луге", — объяснила она.
Эксперт рассказала, что увеличение портовых мощностей Балтийского бассейна было заявлено в качестве приоритетного направления развития транспортной инфраструктуры РФ в документах стратегического планирования. На примере данного соглашения, по её словам, наблюдается экономическая реализация обозначенного приоритета, а также усиление евразийской линии политического сотрудничества.
"Напомню, что в контексте того же курса на переориентацию грузопотоков на российские порты в конце 2020 года был принят закон, разрешающий хранение агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос в специализированных хранилищах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года и расположенных на территориях российских морских портов, при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов. Данная мера позволит переключить грузопотоки в объеме до 4 миллионов тонн грузов с портов Прибалтики на порты России", — подытожила Горнова.