Новый путь в Китай
Линия длиной 298 км соединит китайско-казахстанский пограничный пункт Хоргос с казахстанским городом Жетыген. Строительство займёт четыре года.
Она обеспечит кратчайший путь для китайских товаров через Казахстан в Россию и Евросоюз. К 2015 году казахстанско-китайскую границу будет пересекать 30 млн тонн грузов, а к 2020 году – 40 млн тонн. Работы поручено вести компании ENRC-Logistic Ltd., которая является подразделением казахстанской Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC).
Представительница ENRC Юлия Кальчева сообщила «Гудку», что работы находятся пока на начальной стадии. Она упомянула также, что на новом пограничном пункте будет предусмотрен контейнерный терминал. Линию предстоит построить на концессионной основе за счёт частного капитала, причём не только за счёт собственных средств ENRC, но и путём привлечения средств ряда внешних инвесторов. Возможно, среди них будут международные банки. Но конкретные имена, отметила Юлия Кальчева, называть пока рано. Она, однако, уточнила, что все источники инвестиций частные, а государственное финансирование проекта не предусмотрено.
Напомним, что председатель правления ENRC Logictics Ариф Шадиев заявлял на проходившей в Астане конференции «Трансъевразия-2008», что появление нового пограничного перехода на китайско-казахстанской границе откроет немалые возможности для транзитных перевозок через Казахстан, учитывая, что часть направляемых из Китая грузов идёт в обход Казахстана ввиду перегруженности единственного пока пограничного перехода Достык. О строительстве линии упоминал на страницах «Гудка» и руководитель представительства КТЖ в России Нурлан Алтаев. Правда, заместитель руководителя представительства КТЖ Юрий Расстрыгин заявил, что информацией о строительстве линии пока не располагает.
Рост объёмов грузоперевозок с Китаем вполне вероятен, поскольку в Китае продолжает расти промышленное производство, отметила аналитик по транспорту инвестиционной компании «Проспект» Ольга Тычкова. Поэтому строительство дополнительной железнодорожной инфраструктуры для обеспечения перевозок из Китая в Казахстан представляется эксперту закономерным явлением.
Как отметил аналитик инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Михаил Ганелин, обычно частный капитал финансирует строительство железных дорог для доступа к удалённым месторождениям полезных ископаемых. «Но в данном случае речь идёт о строительстве линии для обслуживания товарных потоков. Компаний здесь участвовать будет много. Чтобы большое количество торговых компаний собралось и проинвестировало в строительство железной дороги – такого я в своей практике не встречал, – заявил аналитик. – Столь масштабные инфраструктурные проекты может вести или государство, или железнодорожный оператор, или крупные сырьевые компании».
«Гудок», 02.10.2008