На федеральное взвешивание грузовиков претендуют «Ростелеком» и «Ростех»
На участие в создании федеральной системы автоматизированного весогабаритного контроля транспортных средств появился новый претендент — «Ростелеком», который строит и эксплуатирует такие системы в регионах. Он составит конкуренцию РТИТС, оператору «Платона». У участников рынка есть нарекания к технической стороне работы рамок «Ростелекома» — некорректным показаниям приборов и отсутствию клиентской поддержки. При этом кто бы ни выиграл конкурс, говорят они, необходимо изменить принципы контроля и создать возможности оспаривать показания системы. По мнению экспертов, при масштабе штрафов по системе (500 тыс. руб.) техническая сторона вопроса выходит на первый план.
Как стало известно “Ъ”, глава «Ростелекома» Михаил Осеевский 1 февраля сообщил главе Минтранса Евгению Дитриху, что «Ростелеком» хочет участвовать в конкурсе на концессионное соглашение по созданию автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК) на федеральных трассах. В своем письме (есть у “Ъ”) он поясняет, что в регионах «Ростелеком» создал и модернизировал «более 47 комплексов», из них 26 эксплуатирует. В Минтрансе подтвердили получение письма, в «Ростелекоме» не ответили. В конце декабря Минтранс сообщил о доработке концессии на создание АСВГК на федеральных трассах. Сегодня там работают 28 пунктов контроля, к 2024 году число должно вырасти до 387. Общий срок реализации проекта — 11 лет. Плата оператору за строительство и обслуживание АСВГК составит 8,64 млрд руб. в год. Заявку уже подала «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС, оператор «Платона» — госсистемы взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн). В РТИТС “Ъ” подтвердили намерение участвовать в реализации проекта.
Между тем опыт внедрения АСВГК в регионах вызывает у участников отрасли ряд вопросов. Так, источник “Ъ” среди грузоперевозчиков говорит, что перевозчик сейчас не может оспорить показания системы. Даже если в ней произошел сбой, который признан и устранен оператором, этот факт не может быть основанием для отмены уже выписанных штрафов. По данным собеседника “Ъ”, Минтранс уже работает над корректировкой законодательства. Другой источник “Ъ” говорит, что, например, в Новороссийске весы просто можно объехать — рядом есть платная стоянка, а в некоторых регионах автоинспекторы продают при подъезде к весам «тряпочки» для прикрытия номеров.
Основной проблемой АСВГК остается отсутствие условий для соблюдения весовых норм, говорит член Межотраслевого экспертного совета (МОЭС) Тарас Коваль. По его мнению, при неизменности требований к полной массе нужно повышать норматив осевых нагрузок до европейского уровня: с 10 до 11,5 тонны на одиночную ведущую ось автомобиля и с 22,5 до 24 тонн на трехосную тележку полуприцепа. Необходимость изменения нормативов показала и история с перевозчиками зерна (см. “Ъ” от 25 января), которые вынуждены недогружаться, чтобы не нарушать осевые параметры. В результате, чтобы устранить перекос, в Курской и Белгородской областях зерновиков штрафуют только при превышении полной массы. Особенности соотношения стандартов длины и нагрузки приводят к тому, что для перевозки требуется особая система креплений, которую в России почти не используют. При ее отсутствии при резком торможении груз пробивает стенки полуприцепа и кабины, нередко с летальным исходом для водителя. Федеральную АСВГК необходимо создавать с учетом этих изменений, уверен господин Коваль.
«Работающие в регионах пункты контроля создавались без учета мнения перевозчиков,— подчеркивает исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина.— Нам приходилось разбираться уже по факту, когда обжаловали миллионные штрафы из-за некорректной работы оборудования. У отрасли очень много вопросов к компаниям, построившим пункты». Глава МОЭС Борис Рыбак подчеркивает, что при этом штрафы по АСВГК на порядок выше, чем по «Платону»,— 500 тыс. руб.: «На первый план выходит техническое совершенство системы и способность оператора организовать ее эксплуатацию так, чтобы не вызывать народного гнева. К сожалению, в этом плане с системами "Ростелекома" опыт негативный: рамки регулярно дают сбой, пустой машине выписывается штраф, который нельзя оспорить». Некорректная работа устройств и полное отсутствие клиентской поддержки — основные претензии к существующим системам, говорит эксперт. В качестве примера он приводит случай в Нижегородской области, когда штрафы, некорректно выписанные системой, за девять месяцев достигли почти 1 млрд руб., а власти региона предъявили иск к «Ростелекому» о взыскании 162 млн руб. за нарушение сроков (см. «Ъ-Поволжье» от 25 сентября 2018 года). На этом фоне, считает эксперт, «Платон» «выглядит лучше».