Сахалин решает вопросы рыбной логистики
Морской рыбный терминал в Корсакове готовится стать логистическим центром в проекте Сахалинской области и Сбербанка России «Электронная рыбная биржа». Власти региона ищут варианты расширения и максимального использования возможностей порта.
Сегодня Морской терминал по обслуживанию рыбопромыслового флота в Корсакове в рабочем режиме принимает рыболовные суда, задействованные в Охотском море, и теплоходы, которые доставляют грузы по Курильской линии. Характеристики причалов и глубины позволяют обрабатывать суда до 5,5 тыс. тонн (БАТМ, РТМС и др.).
В период навигации причал используется, главным образом, для обслуживания судов прибрежного промысла, выгрузки и перегрузки рыбо- и морепродукции. В зимнее время у причала отстаиваются рыболовные суда, в том числе проходящие ремонт в расположенных здесь же судоремонтных цехах и единственном на Сахалине плавучем доке.
Пирсы, причалы, берегоукрепления корсаковского морского рыбного терминала находятся в ведении ФГУП «Нацрыбресурс», и вопросами их состояния занимается сахалинский филиал государственного унитарного предприятия.
Как рассказал Fishnews директор филиала Сергей Чучуев, в этом году была проделана серьезная работа по ремонту 70 м причальной полосы: полностью выровнена поверхность, сделан оголовок, швартовые пушки, колесоотбойный брус, навешана новая кранцевая защита для обеспечения удобного подхода и швартовки судов. Финансирование работ велось из бюджета самого Сахалинского филиала ФГУП «Нацрыбресурс», на доходы, полученные организацией за осуществление своей профильной деятельности.
«Если сравнивать с прежним состоянием, когда из-за провалов здесь страшно было даже ходить, сегодня мы имеем прекрасный рабочий причал. У нас уже и очередь образуется, – отметил Сергей Чучуев, – конечно, большое значение имеет возможность спокойно подойти на выгрузку и безопасно стоять судну».
Из причала – в логистический центр
Однако завтрашний день корсаковского морского терминала в правительстве Сахалинской области видят куда более масштабным.
Удобное географическое расположение и глубины у причальных стенок, близость подъездных путей, достаточные площади для складирования рефрижераторных контейнеров, строительства холодильных и перерабатывающих мощностей сделают Корсаков логистическим центром в рамках проекта «Электронная рыбная биржа». А в перспективе – важным звеном в структуре целого рыбоперерабатывающего кластера Сахалинской области.
«Корсаков должен стать одной из точек стягивания товаропроводящей сети, которая создается в рамках соглашения Сахалинской области со Сбербанком. Для нас это вопрос, который нужно решать не послезавтра, когда на биржу придут покупатели, а уже сегодня, – заявил заместитель председателя правительства Сахалинской области Игорь Быстров. – Ведь биржевая торговля – это на самом деле множество звеньев, которые надо увязать между собой. И чтобы наш проект не стал разовой акцией, мы должны обеспечить рынку эффективную логистику».
Важно, что логистический объект не будет создаваться с нуля: сегодня специализированный рыбный морской терминал в Корсакове работает в штатном режиме и одновременно находится в стадии проектирования. В качестве центра логистики он должен обеспечить доступность складских холодильных мощностей, необходимой рыбопереработки, максимально сократить время погрузки-перегрузки прибывающих контейнеров с рыбопродукцией и свежих уловов «прибрежки».
«Перед нами стоит задача переформатировать, улучшить то, что уже существует в Корсакове, и использовать этот ресурс по-максимуму, чтобы быстро и эффективно обрабатывать приходящие суда с рыбой. Наши задачи – это обеспечение оборота от 80 до 150 тыс. тонн и хранение до 15 тыс. тонн продукции на холодильнике. Это переработка и расфасовка рыбопродукции в таком виде, какой потребуется покупателю на аукционе, а также демонстрация образцов и проведение необходимых лабораторных исследований. И конечно, это быстрая отправка рефконтейнерами по морю, железной дороге, автотранспортом и даже, если понадобится, самолетом», – рассказал о планах по развитию корсаковского рыбного терминала Игорь Быстров.
По словам директора Сахалинского филиала ФГБУ «Нацрыбресурс», имеющиеся мощности уже сейчас позволяют обрабатывать озвученные объемы, без привлечения дополнительных средств: «В части разгрузки, погрузки, обработки контейнеровозов, сухогрузов или крупнотоннажных рыболовных судов наши причалы справляются без замечаний даже в настоящее время».
Что касается планов по развитию инфраструктуры, строительства дополнительных промышленных сегментов, то и здесь, по словам Сергея Чучуева, есть готовность работать с контрагентами, арендаторами и собственниками, базирующимися на соседних территориях порта.
Современные технологии для конкуренции
В то же время сахалинскому торгово-логистическому центру предстоит работать в рыночных условиях, а значит, конкурировать не только по качеству услуг и производимой продукции, но и по стоимости работ и времени их оказания. По словам зампредседателя правительства Сахалинской области, для островного региона не первый план выходят вопросы снижения стоимости производства, сохранения качества доставляемой в центральную Россию продукции и др.
«Мы видим не только перспективу наших проектов, но и проблемные стороны. Поэтому одновременно ищем варианты удешевления производства, изучаем современные технологические решения», – отметил Игорь Быстров.
Так, проблему высоких тарифов на электроэнергию, которая для Дальневосточного региона стоит на первом месте, сегодня вполне можно решать с привлечением мировых технологий, адаптированных для российского рынка. «Наиболее затратные по потреблению энергии это холодильные мощности. Современная каскадная схема, которая используется при производстве холода, в России еще не применяется, но во всем мире на нее переходят достаточно активно. Для одного из дальневосточных субъектов мы, например, предложили решение вопроса: как на небольшой площади в рыбном порту разместить современный холодильник, который бы потреблял в три раза (!) меньше электричества, а по загрузке был бы в два с половиной раза больше», – привел пример гендиректор компании «Технологическое оборудование» Олег Комаров.
По его словам, с тем же успехом сегодня можно решать и вопросы рыбопереработки прямо на территории морских терминалов, как это делается во всем мире. В зависимости от того что требуется покупателю, свежую рыбу, приходящую с «прибрежки» в Корсаков, можно подвергнуть первичной обработке или порезать на снэки, обесшкурить, сделать филе, упаковать, заморозить и рефконтекнером отправить в любой регион страны.
Заодно отпадет необходимость многочисленных разморозок дальневосточной рыбы по пути на прилавок, что ощутимо повысит ее качество.