«Зеленый коридор» становится шире
Таможня играет важную роль в развитии международной торговли и мирового рынка. Эффективность и продуктивность процесса таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств может значительно повлиять на экономическую конкурентоспособность государства
Мы живем в мире, где во всех областях жизни царит сильная конкуренция. Поэтому, международная торговля и инвестиции будут
стремиться в те области, где для них созданы наиболее благоприятные и эффективные условия. В то же самое время они будут стремиться побыстрее уйти из сфер, где деловая активность подвержена бюрократическим проволочкам, что отождествляется с высокими затратами. Принятые системы и процедуры таможенного оформления и таможенного контроля не должны служить препятствием росту международной торговли.
Современное производство и системы доставки товаров, связанные с огромным потенциалом новых форм электронной торговли, превращают таможенную очистку в быструю и предсказуемую процедуру, что способствует благосостоянию государства.
В декабре 2002 года между таможенными службами России, Финляндии и Швеции был подписан трехсторонний протокол об организации проекта
«Зеленый коридор» при перемещении товаров из стран ЕС в Российскую Федерацию. Это соглашение определяет порядок взаимоотношения сторон по
созданию и использованию системы обеспечения доставки товаров и транспортных средств под таможенным контролем. Под системой понимается комплекс мер, позволяющих максимально снизить риски таможенных администраций и транспортно-экспедиционных компаний при перемещении товаров
под таможенным контролем.
В качестве основных принципов Проекта стороны определили:
– обмен информацией о перемещаемых товарах между центральными таможенными органами государств-участников;
– совместный допуск к проекту участников ВЭД, осуществляющих перемещение товаров из стран ЕС в Российскую Федерацию;
– упрощение таможенных формальностей для товаров, перемещаемых в рамках проекта «Зеленый коридор».
Работу проекта можно разделить на три этапа. На первом, при предварительном информировании, осуществляется предоставление информации
от экспортеров таможенным органам о перемещаемых товарах и транспортных средствах. Эта информация от финской таможни поступает в базу данных российского таможенного органа. На ее основании формируется электронная копия транзитной декларации, которая становится доступной для таможенного поста, оформляющего доставку.
На втором этапе транспортные средства и товары прибывают в пограничный пункт пропуска. На МАПП Торфяновка Выборгской таможни выделены
и обозначены отдельные места оформления в зале грузового направления и полосы движения для транспортных средств фирм, участвующих в проекте.
При наличии предварительной информации должностное лицо таможенного поста производит оформление транспортного средства в течение 10 минут.
На третьем этапе после прибытия товаров в места доставки предварительно полученная и имеющаяся информация используется при основном таможенном оформлении.
Реализация данного проекта позволяет создать благоприятные условия для экспортеров и импортеров благодаря упрощению таможенных формальностей и сокращению времени нахождения транспортного средства в пункте пропуска, предварительному и электронному декларированию товаров.
Кстати, к системе электронного декларирования в 2008 году планируется подключить все таможенные органы РФ. Таким образом, участники ВЭД получат возможность представлять сведения в электронном виде в любом месте, где проводится таможенное оформление. В настоящее время 161 таможенный пост применяет технологию ЭД, ею пользуются около 300 компаний. Внедрение ЭД уже сейчас привело к ускорению и повышению прозрачности таможенного оформления, минимизации влияния человеческого фактора. В среднем время проверки одной электронной декларации составляет 30 минут. Электронный документооборот используется и в таких успешных начинаниях таможни, как «Зеленый коридор» на границе с Финляндией и «Калининградский коридор».
В апреле 2005 года подписан совместный протокол об оперативном обмене информацией о товарах и транспортных средствах, следующих в рамках
проекта, по которым отсутствует предварительная информация. Протокол определяет порядок оперативного направления запроса в пункт пропуска Ваалимаа (Финляндия) и порядок получения запрашиваемой информации уполномоченными должностными лицами таможенного поста МАПП Тор-
фяновка.
Первыми по программе «Зеленый коридор» приступили к работе финские фирмы «Валио» и «Хансапринт». Позднее к ним присоединилась строительная компания «Килто». Заинтересованы в этом и шведские фирмы.
Достаточно сказать, что в Торфяновке в 2004 году была оформлена 1831 отправка, в 2005-ом – 2320, а в 2006-ом – уже 2961.
Проект «Зеленый коридор» показал свою жизнеспособность. Сегодня на скандинавском направлении отрабатываются самые передовые технологии. Большой интерес к этому проекту существует у Всемирной таможенной организации, которая в июне 2005 года приняла Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. В частности, один из стандартов показывает, что для обеспечения адекватной оценки рисков таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную электронную информацию о грузовых отправках. Данное положение приняли 166 стран. Планируют войти в «Зеленый коридор» также Латвия, Литва, Эстония и Польша.
Для Латвии данная система сократит время прохождения грузов через границу на порядок и существенно повысит транзитный потенциал республики. Известно, что потенциал пропускных пунктов на российско-латвийской границе практически исчерпан. А очереди из грузовиков между тем не уменьшаются. Поэтому специалисты из обеих стран придерживаются одного мнения: нужно кардинально менять технологию прохождения таможни. И
настоящим спасением могло бы стать вхождение Латвии в систему «Зеленого коридора». То есть наша таможня заключает особое соглашение с крупными грузоотправителями, которым доверяет. И пропускает их транспорт практически без каких-либо формальностей по специальным проходам.
Оформление вместо 2-3 часов займет считанные минуты. При положительном решении этого вопроса в выигрыше окажутся все – и грузоотправители, и автоперевозчики, и транзит этих стран в целом.
Действие проекта в дальнейшем сможет распространиться и на другие виды перевозок, в частности, морские. Данную проблему изучили российские
эксперты вместе со шведскими коллегами на примере Балтийской таможни.
Интерес к этому проекту выражают все европейские страны и Еврокомиссия, однако в определенных кругах он не находит поддержки. Ясно, что проект выгоден как для представителей деловых кругов, так и для государства.
Сейчас внимательно изучается возможность присоединения к нему Норвегии.
Известно, что Ассоциацией «Деловой Совет ЕврАзЭС» разработаны предложения по программе «Зеленый коридор», которая, с одной стороны, будет обеспечивать упрощенную процедуру таможенного оформления, контроля и транзита товаров по территории стран ЕврАзЭС, а с другой поможет таможенным службам усилить контроль и избежать потерь от недоставки грузов в местах таможенного оформления. Это во многом может стать актуальным при проработке перспективного проекта международных транспортных коридоров, идея создания которых носится в воздухе.
При совершенствовании и распространении проекта «Зеленый коридор» важным является институт добросовестных участников ВЭД, который достаточно развит и распространен во многих государствах как ближнего, так и дальнего зарубежья. Суть его заключается в том, что добросовестным предприятиям при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств тоже предоставляется своего рода «зеленый коридор». При этом субъекты хозяйствования относят к категории добросовестных участников ВЭД на основании двух основных критериев: отсутствие задолженности по таможенным платежам и достаточное количество активов для погашения потенциальной таможенной задолженности, а также отсутствие нарушений таможенных правил.
В соответствии с Концепцией развития таможенных органов, утвержденной Правительством РФ, возникает необходимость формирования новых
подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам России эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.
На страницах журнала «Таможня» хотелось бы услышать мнение практических работников таможенных органов и участников ВЭД о важности, интересах и эффективности применения проекта «Зеленый коридор» по совершенствованию таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Клавдий КОРНЯКОВ,
главный научный сотрудник
НИЦ РТА