13.01.05

Защита от контрафакта

Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений (ГУТНиТО) разработало проект плана мероприятий для усиления таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в осуществлении которого будут задействованы 9 функциональных управлений ФТС России. Предполагается, что в ближайшее время план будет утвержден в Минэкономразвития РФ.

о словам начальника управления Андрея Кудряшева, из-за нарушений авторских и смежных прав, злоупотреблений при использовании изобретений, товарных знаков Россия теряет интеллектуальные ресурсы и несет экономический ущерб, как от неполучения соответствующих налоговых платежей, так и от сокращения роста национального производства ввиду наличия недобросовестной конкуренции.

Другим важным аспектом является проблема низкого качества контрафактных товаров. Поддельные запасные части к автомобильной технике, детские игрушки, лекарственные средства и медицинская техника, продукты питания представляют реальную угрозу национальным интересам как с точки зрения отдельных потребителей, так и государства в целом.

Новой редакцией Таможенного кодекса Российской Федерации защита интеллектуальной собственности закреплена в качестве отдельной самостоятельной функции таможенных органов. Полномочия по защите прав интеллектуальной собственности установлены 38-й главой кодекса, принятым в ее развитие Положением о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами (приказ ГТК России от 23 октября 2003 года 1199), а также Кодексом об административных правонарушениях. Если коротко, то механизм защиты прав интеллектуальной собственности реализуется следующим образом. Во-первых, правообладатели подают заявление в ФТС России с предоставлением информации о товарных знаках, авторских и смежных правах, для обнаружения признаков контрафакции. После проверки документов объекты регистрируются в таможенном реестре, и информация о них направляется в таможенные органы.

Во-вторых, при выявлении признаков нарушений выпуск товаров приостанавливается на максимальный срок до 20 дней, о чем уведомляются правообладатель и импортер. При этом правообладатель может проводить все необходимые исследования задержанного товара.

В-третьих, правообладатель дает разрешение на выпуск товара, уведомляя таможенный орган об отсутствии нарушений, или принимает меры по инициированию административного, уголовного или гражданского дела.

С начала 2004 года в таможенный реестр внесено 280 товарных знаков. Почти 50 процентов из них принадлежат отечественным производителям. В этом же году было заведено более 160 дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. В основном это были алкогольная и пищевая продукция, спортивная одежда, обувь, парфюмерия, а по делам, связанным с нарушениями авторских и смежных прав, - видеокассеты, CD и DVD-диски.

Наибольшую активность в работе по защите прав интеллектуальной собственности проявили Калининградская, Самарская, Таганрогская, Нижегородская, Воронежская, Рязанская таможни и оперативные таможни Калининградского и Центрального регионов. В то же время недостаточное внимание проблемам защиты прав интеллектуальной собственности уделяют таможенные органы Сибирского и Дальневосточного управлений. Несмотря на предпринимаемые усилия, проблема контрафакции в Российской Федерации стоит достаточно остро. Это неоднократно подчеркивалось на правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности и подтверждается многочисленными исследованиями российских и зарубежных организаций.

По словам Андрея Кудряшева, при выполнении мероприятий для усиления таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, особое внимание надо уделить следующим ключевым вопросам:

1. Автоматизации процедур таможенного контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. В ноябре этого года принято решение об осуществлении ГУТНиТО функции по ведению нормативно- справочной информации о реестре объектов интеллектуальной собственности. В ближайшее время эта работа будет выполнена.

2. Доработке законодательной базы - внесению изменений в КоАП в части, касающейся процедуры административного расследования по де лам о нарушении прав интеллектуальной собственности.

3. Ограничению мест декларирования вывозимых с таможенной территории России оптических дисков. Несмотря на наличие четких ориентировок в отношении контрафактных оптическихдисков, направленных на места профилей рисков, продолжает поступать информация о по ставках на европейский и американский рынки контрафактных CD и DVD-дисков российского производства. .
.
4. Введению упрощенных процедур таможен ного контроля для правообладателей и уполномоченных импортеров.

Виртуальная таможня по материалам журнала Таможня 24 от 28.12.04