13.06.06

Запрет на ввоз автомобилей в Россию. Вопросы и ответы.

Алексей Назаров: Итак, дамы и господа, хочу представить вам нашего сегодняшнего гостя это начальник екатеринбургской таможни Александр Владимирович Потапов, добрый вечер. Очень приятно, что вы сегодня зашли. Вы знаете, в последнее время все о том и говорят. О том, что запретили ввозить автомобили в Россию с таким показателем, как Евро-2. Немногие понимают, что это такое, немногие понимают, какие автомобили нужно ввозить. Давайте в двух словах просто определимся.

Александр Потапов, начальник екатеринбургской таможни: Ну если коротко, то на самом деле с 21 апреля 2006 года вступил в силу специальный технический регламент об экологических требованиях при ввозе транспортных средств. На сегодняшний момент, то есть с 21 апреля, действует экологический, так называемый Евро-2. Это, я больше скажу, только начало, то есть по утвержденному правительством плану, экологический класс Евро-3 будет действовать с1 января 2008 года, экологический класс Евро-4 будет с 1 января 2010 года и экологический класс Евро-5 с 1 января 2014 года. Что это за показатель? Это технический показатель по количеству выбросов вредных веществ из выхлопной трубы конкретных автомобилей.

Алексей Назаров: Как я понимаю, на ней есть определенный номер, вин определенный, по этому вину определяется год выпуска, и по каталогу потом определяется: попадает машина под эти нормы или не попадает. Я так понимаю, вот такая процедура?

Александр Потапов, начальник екатеринбургской таможни: Процедура такая, да, она утверждена Минпромэнерго. Требования предъявляются ко всем автомобилям. То есть это автомобили, перевозящие пассажиров до 8 человек, это автобусы, перевозящие свыше 8 человек, это грузовики и на базе грузовых транспортных средств специальные технические средства. То есть практически все автомобили попадают. И на сегодняшний момент таможня обязана требовать предъявления вот таких экологических сертификатов. Хотелось бы сказать, что, к сожалению, на территории Уральского федерального округа органов, которые были бы уполномочены Ростехнадзором, нет аккредитованных. То есть это получение одобрения только в Москве возможно произвести. Но, хотелось бы отметить, почему у нас в регионе нет на эту тему ни скандалов, ни проблем: потому что специфика Калининграда или Дальнего Востока, то, что там ввозятся машины бывшего употребления не физическими лицами, а юридическими.

Алексей Назаров: А, то есть давайте так: вот это один большой хороший нюанс, потому что многие люди не понимают о чем идет речь. Юридическое лицо не может ввозить машину, например, из Японии до 1997 года, только с 1997 года может ввозить. Это юридическое лицо.

Александр Потапов, начальник екатеринбургской таможни: Вообще, да. Получилась такая тонкость на основании рекомендации Минпромэнерго. Вообще, сейчас машины старше 10 лет не ввозятся в Россию юридическими лицами, запрещено. Это связано с тем, что было подписано это самое понятие Евро-2. 10 лет, то есть ранее, соответственно, автомобили не могли подходить под эту категорию. Ну я еще раз повторюсь, это только для юридических лиц. Физических лиц эти ограничений не касаются. То есть любое физическое лицо не для коммерческих целей ввозит автомобиль и никакие одобрения, никакие сертификаты предъявлять для таможенного оформления не требуется.

Алексей Назаров: Это очень приятно. Вы знаете, вопрос такой: вы сказали, что нюансы есть только у юридических лиц, а физические лица могут ввозить машины. У нас есть какой-то нюанс определенный?

Александр Потапов, начальник екатеринбургской таможни: По физическим лицам никаких.

Алексей Назаров: А какое количество юридических лиц у нас эту таможню проходят?

Александр Потапов, начальник екатеринбургской таможни: Ну, примерно, 150 в месяц.

Алексей Назаров: 150 в месяц - это не так много. Человек уезжает приезжает в какую-то фирму, которая занимается перегонкой автомобилей, скажем, с Владивостока. Как бы да, это юридическое лицо, и единственное, что он может - только такую машину ввозить.

Александр Потапов, начальник екатеринбургской таможни: Нет, у нас оформляют машины только те, кто сами из-за границы оформляет. А уже то, что касается Владивостока, там специфика другая, там оформляются либо на ИП, либо на фирмы, и оформляются сразу же пароходами. То есть по тысяче машин, по две тысячи машин. Там количество, конечно, огромное. У них-то и возникли эти проблемы.

Алексей Назаров: Нет, понятно, что мы в середине России, что у нас таких проблем вообще не будет. В последнее время большой поток идет из-за границы автомобилей подержанных?

Александр Потапов, начальник екатеринбургской таможни: У нас оформляет Орджоникидзевский таможенный пост, сейчас на территории таможенного Орджоникидзевского поста отдел специальных таможенных процедур. В статистике, примерно, как я и называл, 100 150 машин в месяц. Так что сказать, что какие-то всплески, то такого нет. Практически всегда ровно.

Алексей Назаров: Как вы думаете, таможенные пошлины могут подняться в ближайшее время? Потому что всякий раз, когда мы говорим то, что поднимаются таможенные пошлины, это начинает вызывать некое непонимание среди населения, которое не так много зарабатывает, как хотелось бы.

Александр Потапов, начальник екатеринбургской таможни: Ну вы знаете, я воспользуюсь, как говорил господин Черчилль, выражением без комментариев . Я не могу знать такой информации, потому что решение о поднятии или снижении ставок пошлин - это за правительством. Так как не очень давно все это действует, мне кажется, что в ближайшее время это нецелесообразно.

Алексей Назаров: Хорошо, проблемы есть какие-то на таможне в последнее время? Такие, глобальные?

Александр Потапов, начальник екатеринбургской таможни: Ну, вообще то, что сейчас происходит: у нас смена руководства произошла. То, что нас вывели напрямую в непосредственное подчинение правительству РФ. Я думаю, что вот вывели нас напрямую - это правильно, потому что таможня, не будем забывать, сейчас идет большая компания по чистке рядов таможни. Могу сказать, что эта проблема не новая, известная, и выявление нечистых на руку таможенников - это наше дело. И ранее выявлялось большое количество корумппированных сотрудников и федеральных государственных служащих. Просто сейчас этому придали большую огласку, лично президент взял под контроль. Еще раз повторю, это и раньше выявлялось нашими сотрудниками. А дальше уже дело передавалось прокуратуре.

Алексей Назаров: Всегда интересно, когда большие объемы идут, как мне кажется. Например, Владивосток Калининград, вот, действительно, те люди, те места, где проходит огромное количество финансовых потоков, наверное, в той части и есть какая-то определенная коррупция. По екатеринбургской таможне, как мне кажется, такого огромного скандала никогда не было, и я надеюсь, что не будет.

Александр Потапов, начальник екатеринбургской таможни: Ну я тоже надеюсь, и уверен, что такого не будет. Специфика совершенно другая. Если вспомнить, как мы создавались, мы создавались для закрытого тогда еще города Свердловска, для организаций, которые занимались экспортом военной промышленности или сырья. То есть специфика совершенно другая, регион не живет за счет средств таможни. Это не Владивосток и не Калининград. У нас здесь совершенно другие приоритеты. Поэтому и таможня занимается своим делом.

Алексей Назаров: Хорошо, тот скандал, о котором мы говорили с вами, о том, что Евро-2, что иномарки 1997 года... В принципе по сути не имеет под собой никакого начала?

Александр Потапов, начальник екатеринбургской таможни: Начала не имеет у нас в регионе, но на Дальнем Востоке это большая проблема. Еще раз повторюсь, ну вот, например, представим, что у нас какое-то юридическое лицо решит ввезти сейчас машины, бывшие в употреблении, партию. У нас просто нет органа, который занимается этим, уполномоченного Ростехнадзором. Получается, они могут получать эти сертификаты в Москве. Каким образом получать? Это само транспортное средство туда доставлять или же специалиста вызывать, чтобы он проводил замеры? Ну то есть вот здесь накладка получается. Мне кажется, что Минпромэнерго некорректно. Наверное, надо говорить, что поспешили, ну не очень доработан вопрос. Поэтому и скандалы и во Владивостоке и Калининграде.

Алексей Назаров: Спасибо большое за то, что пришли, рассеяли определенный миф. Друзья мои, не бойтесь, машины можно ввозить. И на физические лица Евро-2 пока не распространяется. Спасибо большое.

Урал паблисити монитор;13.06.06