17.12.09

Замороженная очередь

Латвия потребовала от России отменить усиленный пограничный досмотр фур с латвийскими номерами. Российская сторона утверждает, что латышей досматривают в штатном режиме. Тем временем, из-за несговорчивости чиновников сотни водителей мерзнут в своих автомобилях, ожидая прохода границы.

Сейчас температура воздуха в Себеже — около 22-23 градусов мороза, сообщила «Росбалту» пресс-секретарь Себежской таможни Александра Заплатина. Так же холодно и в соседнем с Псковской областью Лудзинском районе Латвии, где на 11 км растянулась очередь из 450 грузовиков.

В среднем водителям приходится ждать по трое суток, чтобы попасть в Россию. Президент литовской Ассоциации автоперевозчиков Linava Альгимантас Кондрусявичус сообщил порталу Delfi, что шоферы вынуждены экономить топливо, поэтому они греются по очереди в разных машинах. По словам российских перевозчиков, некоторые автомобили на сильном морозе в очередях не заводятся, так как солярка в баках превращается в вязкое желе.

Вчера представитель пресс-службы главного управления Государственной пограничной службы Латвии Кристине Петерсоне заявила, что из-за усиленного досмотра российскими таможенниками выезжающих из Латвии грузовиков движение на пограничном пункте в Гребнево практически остановилось. Впрочем, это заявление опровергли «Росбалту» представители Северо-Западного таможенного управления РФ. «Пункты пропуска на российско-латвийской границе работают в штатном режиме», — утверждает руководитель пресс-службы СЗТУ Николай Врагов. По его данным, за последние сутки только на погранпереходе «Бурачки — Терехово» было оформлено на въезд в Россию 207 большегрузов.

«Все оформление происходит в соответствии с нормами российского таможенного законодательства, только проверяют документы у латышских перевозчиков более тщательно», — заявила Заплатина. Поэтому, если еще в начале декабря очереди на границе с Латвией не превышали 50-100 грузовиков, а за сутки оформлялись около 300 большегрузов только на Бурачках, то теперь успевают оформиться в среднем 200 автомобилей в сутки.

Стоит отметить, что меры в отношении латвийских перевозчиков были приняты российскими таможенными властями в самое напряженное время года. На середину декабря традиционно приходится пик грузоперевозок из стран ЕС в Россию. Большегрузами везут новогодние сувениры для супермаркетов, продукты, бытовую технику. Кроме того, в конце года российские импортеры закрывают контракты, и иногда им приходится вывозить грузов из Европы больше обычного.

Руководитель пресс-службы СЗТУ Николай Врагов считает, что и в этом декабре очереди увеличились из-за предстоящих праздников. «После 23 декабря на этих границах практически не будет грузовиков», — предположил он в беседе с корреспондентом «Росбалта». Это вполне логично, так как в Европе начинаются Рождественские каникулы, а затем Новогодние каникулы — в России.

При этом очереди декабря 2009 года не самые большие. На дворе кризис, и 450 фур для Бурачков, видавших очереди по 600-800 машин, не являются чем-то невероятным. Однако не было бы санкций в отношении латышей, не скопилась бы и такая очередь.

Это уже не первые в этом году санкции, примененные ФТС России в отношении иностранных перевозчиков. Летом в аналогичной ситуации оказались литовцы. Их обвинили в занижении таможенной стоимости и контрабанде. Проблему удалось решить после того, как литовцы согласились на запрет нескольким десяткам компаний ездить в Россию, пока те не устранят нарушения. Параллельно Россельхознадзор ввел запрет на ввоз в РФ сыров и молочных продуктов из Литвы. Власти этого государства серьезно подошли к решению экономических проблем в России, так как удар по молочникам и перевозчикам посчитали очень болезненным для местной экономики в период кризиса. Президент Литвы Даля Грибаускайте позвонила своему российскому коллеге Дмитрию Медведеву, а представительная делегация членов литовского правительства провела переговоры в Москве. При этом литовцы были весьма взвешенными в оценках действий России, а решения проблем были найдены довольно быстро.

С Латвией все получается по-другому. «ФТС России в августе и октябре 2009 года проинформировала латвийскую сторону о своей обеспокоенности ситуацией, сложившейся с перевозками товаров под таможенным контролем по территории РФ, осуществляемыми латвийскими автоперевозчиками, и просила принять меры, направленные на исключение нарушений таможенных правил латвийскими транспортными компаниями, а также на погашение латвийскими перевозчиками задолженности перед российским бюджетом. Однако ситуация до настоящего времени в лучшую сторону не меняется», — говорится в официальном сообщении ФТС России.

Кроме того, в день, когда было объявлено о возможном введении санкций, латвийские перевозчики, опрошенные корреспондентом «Росбалта», об этом даже не знали, так как официальные власти Латвии их не предупредили о возможных проблемах на границах с РФ. Перед ужесточением проверок документов таможенные власти России заявили, что «только за истекшую неделю вновь были выявлены новые факты недоставок грузов». Значит, власти Латвии вовремя не приняли меры для наказания своих нарушителей. А накануне представитель министерства иностранных дел Латвии вручил советнику по экономическим вопросам посольства России в Латвии Евгению Тихонову ноту с описанием ситуации на латвийско-российской границе. В ноте латвийская сторона призывает немедленно отменить усиленный досмотр латвийских грузовиков на российской таможне.

«Реагируя на выраженные российской стороной опасения в том, что латвийские автоперевозчики нарушают таможенные правила России и количество таких нарушений растет, ответственные органы Латвии предприняли необходимые меры, лишив лицензий компании-нарушителей и усилив контроль за автоперевозками. Об этих мерах российская сторона была своевременно информирована», — говорится в сообщении МИД Латвии. В ноте отмечается, что действия российской стороны по усилению контроля на границе нельзя считать адекватными.

Москва не любит, когда с ней разговаривают с помощью дипломатических нот, да еще и содержащих такие формулировки. Поэтому скорого решения проблем на границе с Латвией ждать не приходится. И после новогодних каникул очереди могут появиться снова.

Росбалт 17.12.09