Задачи будут решены
Первого февраля 2006 года начало действовать новое подразделение - Региональное таможенное управление организации силового обеспечения (РТУ ОСО), образованное согласно приказа ФТС России 1041 от 11.11.2005 года. В него вошли теперь уже бывшие Управление организации силового обеспечения ФТС России и Региональное таможенное управление специальных операций. О перспективах новой силовой структуры рассказывает ее начальник, генерал-майор таможенной службы Евгений ЖАРКОВ.
- Почему возникла необходимость в этой новации?
- Преобразование было вызвано определенными объективными и субъективными причинами, сопряженными с
оперативным и качественным решением задач силового блока ФТС России.
Требовалось, так сказать, сосредоточить все силы и средства в одном кулаке. Отсюда, следственно, выше отдача,
эффективнее использование потенциальных возможностей, сокращение бюрократических проволочек, гибкость и
автономность управления, ряд других
несомненных преимуществ.
Немаловажным станет и то, что бухгалтерия сможет отслеживать и направлять целевые денежные потоки для подразделений силового обеспечения, компетентно регулировать взаимодействие финансовых структур центрального аппарата, РТУ и таможен. А значит, быстрее решать финансовые вопросы авиации и морских подразделений ФТС России, контролировать своевременное и по назначению поступление денежных средств для подразделений силового блока региональных таможенных управлений.
Конечно, в одночасье, по взмаху волшебной палочки реорганизация произойти не может. Да, будет еще какой-то период на притирку, чтобы все подразделения привыкли с пониманием относиться к задачам, которые перед ними ставятся. Но на качество выполняемой работы эти нюансы никак не повлияют. Команда на сегодняшний день сформирована, все функциональные и штабные отделы трудятся с полной отдачей, в соответствии с требованиями, которые предъявляет руководство Федеральной таможенной службы.
- Каковы функции и задачи нового Управления?
- Они расширились, приняли более конкретную форму, подход к решению поставленных задач стал творческим. Тот состав, который сейчас сформирован в Управлении, в первую очередь - это руководящие звено, профессионально грамотные офицеры. Все имеют опыт службы в других министерствах и ведомствах. Это сочетание соединило знания, умения и ту силовую составляющую, которая уже на сегодняшний день дает результаты и показывает, что решение о слиянии было принято правильно.
Для того, чтобы принять новый, нестандартный и динамичный подход к нашей деятельности, Управлением формируется новая программа развития службы силового обеспечения на период до 2010 года. Она предусматривает конкретные мероприятия по определению действий на будущее в свете положений Концепции развития таможенных органов Российской Федерации.
Основные положения программы включают в себя вопросы совершенствования силовых подразделений ФТС России, повышения их эффективности, внедрения новых технологий, разработки новых программ, обновления мобильных средств, внедрения автоматизированных систем управления. В нее входят увеличение вертолетного парка, оснащение современными морскими и речными судами с совершенствованием их тактико-технических характеристик, развитие материально-технической ремонтной базы, закупка новых образцов оружия, дальнейшее развитие технических средств охраны, совершенствование таможенной инфраструктуры в целом.
Эти основные позиции силового блока подчеркивают принципиальный, конструктивный подход, проявляющийся в служебной деятельности подразделений СОБР, таможенной охраны, авиации и флота ФТС России к реализации положений Концепции.
- Люди справятся?
- Мы заранее готовим специалистов к выполнению задач в экстремальных условиях. Ведь моменты, связанные с физической защитой сотрудников таможенных органов, возникают постоянно. Как правило, это угрозы физической расправы за несговорчивость .
- Вспомните, пожалуйста, какой-нибудь конкретный случай.
- В свое время сотрудники наших
подразделений обеспечивали защиту
назначенному на Балтийскую таможню
генерал-майору Юрию Рыбкину. Ему и
членам его семьи неоднократно угрожали. В течение года наши сотрудники
охраняли Юрия Васильевича и его родных. Я считаю, что это показательный
пример, хотя многие могут думать иначе. Мы ведь готовим своих людей так,
чтобы они могли в любых условиях вы
полнить все поставленные задачи.
- Как готовятся кадры?
- На сегодняшний день личный состав службы силового обеспечения насчитывает порядка восьми тысяч сотрудников. Регламентирует их деятельность положение о наших подразделениях. В нем четко расписаны все функции и задачи. Но прежде чем с людей спрашивать, надо их обучить. Поэтому существует специальная программа подготовки сотрудников, утвержденная приказом ФТС России. Практически каждый год она пополняется новыми нормативными документами и другими положениями, потому что оперативная обстановка и требования меняются. В программе расписано, как обеспечить заслон контрабанде во всех ее проявлениях, обеспечить антитеррористическую защищенность объектов таможенной инфраструктуры, как должны вести себя сотрудники в той или иной ситуации при физической защите и охране
сотрудников таможенных органов, когда и как они могут применять оружие, какими документами это регламентируется. Мы учим своих специалистов не только стрелять и быстро бегать. Важно чтобы каждый из них был юридически грамотен, всегда мог обосновать свои действия с правовой стороны.
- Неужели каждый из них может
управлять самолетом, вертолетом,
кораблем, не говоря уж об автомашине, и знает различные единоборства? Не сотрудники, а Шварценеггеры какието!
- Это преувеличение. Есть разные
подразделения - СОБР несет службу в
наземном варианте, есть авиационные
подразделения - там действительно
служат летчики-профессионалы. В основном у нас работают специалисты, которые уже прошли военную службу. На сегодняшний
день у нас 12 вертолетов, все
экипажи - это профессионалы, имеющие богатый опыт, у
многих за плечами Афганистан,
Чечня и других горячие точки . Поэтому летчики у нас все
боевые, надежные, всегда готовы выполнить поставленные
задачи. Я бы даже сказал, что
они творчески подходят к своим заданиям.
Творчески - это как?
- У нас есть в Северо-Западном таможенном управлении летчик высокой квалификации полковник Бахолдин. Именно ему в свое время доверили поднять и установить на шпиле Петропавловской крепости символ с крестом (хотя в Ленинградской области множество летных подразделений). Это требует высокой подготовки.
Вообще в моем понятии творческий подход - не тот, что у деятелей искусства. Взять, скажем, границу с Казахстаном. Люди выезжают на неделю в степь, там снежные заносы в три метра, а специалисты несут службу, не жалуясь ни на что, с полной отдачей. Это я знаю не понаслышке. Вот это творческий подход! А летчики и моряки разве не творчески подходят к своей работе, когда, не имея достаточно профессиональной ремонтной базы, дорожат своей техникой, холят и лелеют ее? Потому что знают, что кроме них с этим никто не справится.
- Такая самоотдача компенсируется материально?
- Компенсируется прежде всего результатом своей деятельности. Чувством удовлетворенности от выполненной работы. А в материальном плане компенсация как раз невысокая. Здесь стимул немножко другой - чувство ответственности, выполнение долга перед страной. Иностранцы в первую очередь обращают внимание на пограничников, таможенников. Как он одет, как он относится к своей работе, как он себя ведет. Театр начинается с вешалки, а страна с границы.
- Но ведь Ваши люди часто жизнью рискуют!
- Да, рискуют, нередко приходится применять оружие и физическую силу, вот поэтому для них главное - выполнение своего долга. А Федеральная
таможенная служба старается по возможности поощрять и материально, и морально. У нас есть и государственные награды, и ведомственные.
- Для нормальной службы, наверное, должна быть самая передовая техника. Как часто она обновляется?
- Средний износ нашей боевой техники - авиационной и морской - на сегодняшний день составляет примерно 50 процентов. Подготовлена программа развития авиации и флота до 2008 года, которая включает в себя приобретение новых транспортных средств и оборудования. Программа защищена в Министерстве финансов, определены конкретные суммы. Теперь ждем ее утверждения в Правительстве РФ. А пока что у нас есть проблемы. Например, не на чем выйти в ледовое время в открытое море, в отличие от контрабандистов. В 2007 году будет приобретено судно ледового класса, которое будет патрулировать акваторию Дальнего Востока.
- Как осуществляется деятельность в регионах?
- Система взаимодействия подразделений таможенных органов очень четко
отработана. Если возникает необходимость привлечения наших сотрудников,
личный состав силового блока всегда
готов. Мы несем службу в круглосуточном режиме, поэтому в любой момент
готовы вылететь в самую дальнюю точку страны, где в наших сотрудниках возникла необходимость.
- Какие проблемы сейчас наиболее актуальны, помимо технического обеспечения?
- Граница с Белоруссией, Украиной, Казахстаном не демаркирована. Подчас она просто непонятно где проходит. Взять, например, уральский участок на рубеже с Казахстаном. Это порядка двух с лишним тысяч километров открытой границы, и тех сил, которые у нас там задействованы, явно недостаточно. Это создает определенные проблемы, но в этих местах наши подразделения выполняют задания совместно с пограничниками. Уже составлены подробные карты участков, определены главные дороги контрабандистов, там проводятся засады, рейды по выявлению нелегальных путей. Такой необустроенной границы в России на сегодняшний день около 23 тысяч километров.
- Евгений Владимирович, а Вы
сами участвовали в оперативных
задержаниях?
- Участвовал. Например, в запланированном мероприятии на базе Оренбургской таможни в составе оперативно-следственной группы. С вертолета
мы зафиксировали сброс контрабандного груза с поезда Алма-Ата-Москва.
Контрабандисты были задержаны, груз
оформлен и доставлен на таможню для
дальнейших следственных действий.
Операция проходила совместно с пограничниками.
- Как давно Вы работаете в таможне?
- С двухтысячного года. Пришел из Федеральной службы безопасности на должность начальника регионально-таможенного управления специальных операций. А так как в ФСБ я трудился в специальных подразделениях, то работа СОБРов и таможенной охраны мне были знакомы. Вообще о себе трудно рассказывать... По образованию я юрист, окончил академию Федеральной службы безопасности, служил в контрразведке, в спецподразделении антитеррора. Но когда-то надо подводить черту, если уже считаешь, что физически отстаешь от молодых сотрудников, которые могут лучше поставить и выполнить те или иные задачи. Поэтому я принял решение уволиться из ФСБ, где служил 29 лет. Однако, как видите, судьба вновь свела меня с государевой службой .
- Спорт, наверное, уважаете?
- В начале моей профессиональной деятельности очень серьезно занимался греблей. Но спорт я решил все же оставить, надо было получать более серьезную профессию.
- Как Вам работается в новой должности?
- Я человек военный, понимаю всю ответственность, напряженность, которая на сегодняшний день имеется. И раз я дал согласие возглавить это подразделение, значит, уверен в своих силах. Мне знакомо это направление деятельности, знаю, как решить поставленные задачи. Справляться с ними мне помогает многотысячный коллектив.
Беседовала Марина МОРДОВИНА
Журнал Таможня март 2006г.