Яхты в Приморье доступнее не стали
Дейта. Таможенные платежи и российское законодательство «рвут паруса» яхтингу в РФ. Владивосток может претендовать на статус яхтенного центра как минимум Дальнего Востока. Однако на развитие инфраструктуры нужны серьезные инвестиции, а в кризис потенциальные инвесторы не слишком щедры, сообщает ИА «Дейта».
Почти год назад – в сентябре 2015 года – в российских СМИ появились сообщения о готовящихся переменах в таможенном оформлении ввозимых в Россию яхт и катеров. Минэкономики по предложению премьер-министра Дмитрия Медведева подготовило поправки в таможенное законодательство и направило их в Евразийскую экономическую комиссию. Благодаря им яхты и иные плавучие средства должны были временно попасть в перечень льготных товаров для беспошлинного ввоза. Таким образом, граждане, ввозящие яхты, освобождались бы от таможенного обложения по формуле «ставка ввозной таможенной пошлины + ставка НДС в 18 процентов + таможенные сборы за совершение таможенных операций». В реальности, как удалось выяснить ИА «Дейта», итоговый таможенный платеж достигал, а нередко и превышал 40 процентов стоимости ввозимой яхты. Из-за того, что владельцы яхт хранят их за рубежом, российский бюджет ежегодно недополучает порядка 200 миллионов евро. Эти средства платятся иностранным фирмам за обслуживание и хранение яхт. Тем не менее, информации о том, что предложения Минэкономразвития поддержаны, так и не поступило.
Примечательно, что процедура таможенного оформления яхты или катера заметно сложнее по сравнению с растаможиванием автомобиля или мотоцикла. Опрошенные корреспондентом ИА «Дейта» таможенные брокеры единодушно относят «растаможку» яхт едва ли не к самой сложной процедуре на таможне. Так, в случае, если яхта была произведена в США, то при оценке таможенники руководствуются каталогом NaDa, который можно изучить онлайн. В ситуации, когда яхту везут из Европы, таможня ориентируется на каталог Schwake Marine, который существует только в печатной версии и обновляется раз в полгода. Если же ввозимая яхта, катер или гидроцикл стоят более 600 тысяч рублей, новому владельцу предстоит отчитаться в том, где он заработал деньги на такую покупку и уплатил ли с них налоги. Для въезда на судне под иностранным флагом требуется оформление временного ввоза, которое стоит больших денег. Безвизовое пребывание иностранного яхтсмена в России возможно только в течение 72 часов. А если необходим срочный ремонт лодки, то этого времени может не хватить.
Давая поручение подготовить предложения по развитию яхтинга в прибрежных зонах РФ Минтрансу, Минкультуры, Минэкономразвития, МИД, МЧС, ФСБ, ФТС и Ростуризму, глава правительства не скрывал, что речь, в первую очередь, идет о Черном море. Причина проста – там, в отличие от Дальнего Востока или, тем более, Балтики, яхтсмены не ограничены тремя летними месяцами. Однако в Приморье яхтсменам хватает проблем и помимо холодных зим или таможенных пошлин на маломерные суда.
Сегодня, из-за особенностей российских законов, правил и налогов, на всю страну приходится всего от 3 до 5 тысяч парусных лодок. Близкие Приморью страны Юго-Восточной Азии – Таиланд, Корея – зарабатывают на яхтенном туризме миллионы долларов. Что мешает развивать яхтинг у нас?
Говоря о специфике развития яхтинга в Приморском крае, необходимо учитывать не только дороговизну самих яхт, но и стоимость инфраструктуры, например, яхтенных стоянок или, как их называют сами владельцы водного транспорта, марин. Эта проблема давно не дает покоя владельцам яхт и катеров, однако устраивающего всех способа ее решения найти не удается. Дело в том, что по российским законам оформлять берега в собственность в нашей стране нельзя. А вкладывать деньги пусть даже в долгосрочную, но аренду инвесторы не готовы – поскольку речь идет о суммах, исчисляющихся десятками, а то и сотнями миллионов долларов, которых сейчас, в разгар кризиса, даже у самых щедрых коммерсантов просто нет. К тому же, как говорят эксперты, опрошенные ИА «Дейта», окупаемость таких инвестиций – дело неочевидного будущего.
Принятая пять лет назад Стратегия развития туризма до 2020 года рекомендовала регионам предусмотреть комплекс мер по развитию яхтенного туризма. Развитие инфраструктуры для яхтинга предусматривает также федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)". На нее предусмотрены 332 миллиарда рублей. В том числе 96 миллиардов рублей из средств федерального бюджета. За счет федеральных средств планировалось создавать инфраструктуру, а частный бизнес мог бы строить гостиницы и стоянки, оказывать услуги. Однако изъяны российского законодательства помешали этим планам воплотиться в жизнь. Год назад, когда власти Владивостока и представители бизнеса после обещанных федеральным центром перемен обсуждали проект Международного центра водных видов спорта в бухте Федорова, предполагалось, что саму бухту перекроют «от мыса до мыса», а акватория яхт-клуба «Семь футов», на базе которого и планировался центр, расширится в десятки раз. Проект включал в себя яхтенную марину на 700 мест, водный гребной стадион с тремя олимпийскими дистанциями 200, 500 и 1000 метров, детско-юношеские школы по парусу и гребле, набережную и трибуны для просмотра гребных и парусных соревнований. Однако реальных инвестиций инициаторы проекта так и не дождались. А после майских событий в администрации Владивостока обещать конкретную поддержку яхтсменам городские власти не берутся.
По словам почетного президента Всероссийской федерации парусного спорта, неоднократного чемпиона России по парусному спорту Александра Котенкова, на Дальнем Востоке надо создавать собственный яхтенный кластер, с привязкой не к Москве или Петербургу, а к Азиатско-Тихоокеанскому региону. На это указывают и исторические, и экономические факторы: транспортировка яхт и катеров – дело очень недешевое, а наработанные связи с соседними странами – тем же Китаем – укрепляются с каждым годом. Однако пока такие планы остаются лишь заветной мечтой моряков. В то же время, специалисты уверены - Владивосток рано или поздно станет парусной столицей страны, пусть сейчас из-за девальвации рубля увлеченные яхтингом приморцы и оказались несколько стеснены в средствах.
Приморские продавцы, однако, не теряют надежды найти покупателей не только на бюджетные модели, но и на эксклюзивные варианты, которые не имеют отношения к парусному спорту, а являются, скорее, показателем статуса владельца. Так, самым дорогим предложением на «Барахолке Фарпоста» по состоянию на 9 августа стала бывшая в употреблении дизельная яхта Evo Marie Deauville 76 выпуска 2007 года, которую продавец оценил в 87 миллионов 858 тысяч рублей, или 1 миллион 350 тысяч долларов США. Элитная моторная яхта длиной в 23,5 метра вызывает понятное восхищение интернет-пользователей. Однако, как следует из данных по объявлению, покупателю на этот роскошный транспорт не могут найти уже больше года – с июля 2015 года.