27.11.17

​Все начнется 1 января 2018 года

Последние сомнения относительно даты вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) отпали. С полной уверенность можно сказать, что случится это 1 января 2018 года. Это стало понятно после того, как появилось совместное заявление по данному вопросу президентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.

В нем главы государств высказали намерение к указанной дате «завершить выполнение внутригосударственных ратификационных процедур, необходимых для вступления в силу Договора о ТК ЕАЭС». В заявлении обозначен четкий ориентир, который показывает гражданам и хозяйствующим субъектам Союза, а также всем госорганам, что изменения назначенной даты уже не будет и надо заблаговременно готовиться ориентироваться на работу в новых условиях.

Целью договора является обеспечение единого таможенного регулирования в государствах Союза. Единый Кодекс направлен на оптимизацию таможенных операций, дальнейшую либерализацию таможенных правил и кодификацию отдельно действующих в рамках ЕАЭС соглашений. Напомним, что общесоюзный документ приходит на смену действующему с середины 2010 года Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ТС).

После выхода заявления президентов пяти стран ЕАЭС одно за другим стали поступать сообщения о ратификации документа высшими органами исполнительной и законодательной власти государств Союза. В России Кодекс, который Государственная дума приняла 26 октября 2017 года, 8 ноября был одобрен на пленарном заседании Совета Федерации, а 14 ноября его ратифицировал Президент РФ Владимир Путин. Чтобы документ вступил в силу в России, теперь нужно получить уведомления о ратификации от других стран ЕАЭС.

Когда материал готовился к печати, было известно, что Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал закон о ратификации республикой указанного договора. Его также утвердили парламент КазахстанаМажилис, одобрил Конституционный суд Армении и началась процедура ратификации в Национальном собрании страны. В Кыргызстане документ находится на рассмотрении в Верховном советеЖогорку Кенеш Кыргызской Республики.

Ранее в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) отмечали, что ТК ЕАЭС станет одним из ключевых документов нормативноправовой базы Союза, функционирующего с 1 января 2015 года. Он повысит уровень унификации и согласованности между странами евразийской «пятерки» в сфере таможенного регулирования. В основу проекта Кодекса Союза положен переход на электронные технологии, взят курс на улучшение условий ведения внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в частности стимулирование экспорта.

Кодекс, который среди прочего должен оптимизировать таможенные операции, продолжить либерализацию таможенных правил и кодификацию отдельно действующих соглашений в рамках Союза, включает в себя 9 разделов и 61 главу. В частности, там прописаны порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на данной территории или за ее пределами, порядок уплаты таможенных платежей. Все это, по мнению ЕЭК, будет способствовать углублению интеграции стран ЕАЭС.

Как пояснили специалисты, новое таможенное законодательство Союза разработано с учетом современного уровня развития электронных технологий, содержит в себе много новелл, полезных для предпринимателей, придает мощный импульс переводу таможенных технологий на информационные рельсы и устраняет многие проблемы, накопившиеся в правоприменительной практике за годы действия ТК ТС. Новый документ юридически закрепляет то, что большинство операций участник ВЭД, имея электронную цифровую подпись, может совершать со своего компьютера через Интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенных органов.

Одновременно с этим новое таможенное законодательство избавит участников ВЭД от необходимости представлять в таможню документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявить их нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска. В таком случае, как обещают разработчики, это будут только те документы, которые определит информационная система, а не сотрудник таможни.

ТК Союза предусматривает возможность совершения таможенных операций с учетом информационных систем без непосредственного участия таможенников, отказ от истребования документов и сведений о товарах, которые таможня может получить в своих информационных ресурсах. Допускается возможность выпуска товаров в сокращенные сроки, освобождение от уплаты обеспечительных платежей при перевозках железнодорожным и воздушным транспортом, предоставление отсрочки по уплате платежей на один месяц.

Решения о регистрации декларации на товары (ДТ), сама регистрация, решения о выпуске товаров в ряде случаев смогут осуществляться в автоматическом режиме информационными системами без участия инспектора. Время выпуска товаров сократится до 4 часов. ТК ТС отводил на стандартный выпуск больше суток. При этом таможенный контроль будет максимально перенесен на этап после выпуска товаров. Документ вносит существенные изменения в порядок взимания таможенных платежей и их администрирования таможней, у участника ВЭД появится возможность воспользоваться рядом отсрочек по их уплате.

После вступления в силу ТК ЕАЭС должно серьезно улучшиться положение участников рынка, работающих в статусе уполномоченных экономических операторов (УЭО), а новые возможности и новые специальные упрощения сделают этот статус еще более интересным и привлекательным для бизнеса.

Так, для УЭО вводится трехуровневая система получения такого статуса и модернизация критериев (условий) его присвоения, расширены списки специальных упрощений для УЭО, в том числе касающихся таможенного контроля на всей территории ЕАЭС. То есть уполномоченные экономические операторы 1-го и 3-го типа будут признаваться во всех государствах Союза и смогут пользоваться упрощениями при транзите вне зависимости от страны.

В Кодекс также заложены законодательные возможности для полноценного внедрения в систему регулирования ВЭД механизма «единого окна» при экспортно-импортных операциях, работа над которым сейчас ведется в ЕАЭС, реализации механизмов «прослеживаемости» движения товаров во внешней и взаимной торговле ЕАЭС. Авторы уточняют, что ТК ЕАЭС основан на международных стандартах и передовой практике таможенного администрирования и создавался с учетом особенностей правоприменительной практики каждого из пяти государств ЕАЭС.

В документе заложены более удобные подходы к ведению ВЭД, бизнес получит совершенно новый алгоритм взаимодействия с государственными органами, основанного на упрощении таможенного администрирования.

Использование при выпуске декларации информационных систем таможенных органов придаст юридическую значимость выпуску без участия должностных лиц таможни. В совокупности указанные нормы существенно упростят процесс декларирования и позволят сократить коррупционные риски. Как уже говорилось, у участников ВЭД появятся возможности, позволяющиеоптимизировать расходы, например получить отсрочку по таможенным пошлинам и налогам. Если по каким-либо причинам декларант не сможет сразу рассчитаться по ним с бюджетом, то государство даст ему отсрочку на месяц с уплатой процентов. В отдельных случаях предусмотрена рассрочка до 6 месяцев без уплаты процентов. Это будет возможно при осуществлении поставок в рамках международных договоров, при ввозе сельхозтехники, посевных материалов, племенных животных, при причинении плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Специалисты рассчитывают, что вступление ТК ЕАЭС в силу позволит облегчить ведение ВЭД, максимально использовать транзитный и экспортный потенциал стран Союза. В числе ожидаемых плюсоврост экспорта и упрощение поставок импортных товаров, необходимых для модернизации экономики. Ожидается, что применение лучших международных практик, исключающих воздействие «человеческого фактора», позволит существенно активизировать деятельность предприятий, связанных с внешними рынками. Они могут рассчитывать на ускорение и упрощение процедур, связанных с перемещением товаров через границы ЕАЭС.

При этом, как признают авторы, документ получился достаточно сложным. Вопросов к нему немало. Причем не только у представителей бизнеса, но и у экспертов. По оценкам последних, на то, чтобы Кодекс заработал в полную силу, потребуется переходный период, который составит не меньше полугода. «Многие вещи с января не заработают, но к концу первого полугодия мы будем находиться уже совсем в другой ситуации, – заявила на одной из встреч с бизнесом заместитель главы ФТС России Татьяна Голендеева. – Другими словами, Кодекс нужно вписать в российское законодательство, а для этого на федеральном уровне следует принять множество актов и постановлений. Среди главных отличий документаупрощение таможенных операций, что станет возможным во многом благодаря активному использованию электронных технологий. Так, Кодекс предусматривает развилку: либо поставщик использует процедуру автоматического декларирования, либо попадает под систему управления рисками.

Однако, чтобы регистрация прошла автоматически, декларация на товар должна быть подана, как говорят эксперты, в «идеальном виде». Для этого потребуется нужная настройка программного обеспечения не только самой службы, но и того, которое применяют декларанты. ФТС России рассчитывает, что к 2020 году в автоматическом режиме будут оформлять 64% деклараций».

Также появится система категорирования участников ВЭД. От нее будет зависеть, подвергнется он проверке или нет. Оценивать бизнес будут по 40 критериям. Меньше проверок ждет тех, кто попадет в «зеленую» категорию. Пока что, по оценкам экспертов, в наименьшую группу риска входят почти 7000 организаций, на которые приходится 67% поданных деклараций.

Впрочем, и здесь не все так просто. Татьяна Голендеева привела пример, когда в одном квартале поставщик попал в «зеленую» категорию, а в другом оказался в группе риска, например, по таможенной стоимости. Дело в том, что система реагирует на декларации, в которых стоимость указана ниже, чем в профиле риска. Очевидно, что для разрешения таких ситуаций экспертам придется прописать специальные уточнения и разъяснения.

Отметим, что новации ТК ЕАЭС коснутся не только участников ВЭД, юридических лиц, но и обычных граждан, которые привыкли делать покупки онлайн. Дело в том, что в Кодексе нет подпункта, который пресекал бы таможенные проверки на перемещаемые через границу товары, заказанные физическими лицами для личного пользования. Эти международные почтовые отправления (МПО) – посылки, бандероли. Их, конечно, проверяют и сегодня, но лишь на предмет ввоза в страну запрещенных товаров. Кодекс даст таможеннику право вскрыть посылку, чтобы проверить, нет ли в ней контрафакта. Если выяснится, что приобретенная в интернет-магазине брендовая вещь на самом деле является подделкой, то такую покупку изымут и уничтожат.

Следует признать, что экспертное сообщество не в восторге от ТК ЕАЭС. Так, руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина считает, что «в Кодексе сделан большой шаг вперед, но не дан ответ на те вызовы, которые участники ВЭД вправе ставить перед таможней, поэтому его не стоит считать прорывным документом».

По ее мнению, «ТК ЕАЭСэто, безусловно, улучшение, некий косметический ремонт, но не модернизация. Получилось более подробное описание… действующих бизнес-процессов, которые, наверное, следовало бы пересмотреть в эпоху новых возможностей, предоставляемых цифровой экономикой.

Мы строим союз с единой таможенной территорией, что подразумевает свободное перемещение товаров, но при этом сохраняем основной барьерпринцип резидентства. Различия в налоговом и валютном регулировании в странах Союза не являются препятствием для его отмены. У нас единая таможенная территория, но пять абсолютно разных информационных пространств. Поэтому российские компании могут взаимодействовать с госорганами РФ практически из рабочего кабинета, но не могут этого сделать с госструктурами других стран, той же Беларуси, через которую идет масса транзита, или Казахстана. Кроме того, нам нужно внимательно посмотреть на то, что происходит в пунктах пропуска с транзитом и так далее… Эти вопросы следует решать сейчас».

«Таможенные Новости»