15.11.16

В Ростовской таможне прошла встреча с участниками внешнеэкономической деятельности

Регулярные встречи в формате открытого диалога между таможней и деловыми кругами, занятыми в сфере внешнеэкономической деятельности, давно уже стали традиционными и наиболее эффективными способами решения насущных для бизнеса вопросов. Очередное заседание рабочей группы Ростовской таможни по взаимодействию с участниками ВЭД состоялось 8 ноября 2016 года и было посвящено обсуждению практических аспектов применения таможенного законодательства по различным направлениям таможенного дела.

Открывая заседание, и.о. первого заместителя начальника таможни Евгений Долгий призвал участников семинара к активному взаимодействию, как в рамках указанной темы, так и к обсуждению актуальных для бизнес-сообщества вопросов, не попавших в повестку дня. Основной задачей совещания он обозначил информирование участников ВЭД о нововведениях в сфере таможенного законодательства и привлечение внимания бизнеса к внедряемым таможенным технологиям и изменениям, которые могут ускорить взаимодействие с государственными органами и снизить издержки.

Выступление начальника отдела таможенных платежей Ростовской таможни Ирины Климовой было посвящено новеллам таможенного законодательства России по вопросам внесения обеспечения уплаты таможенных платежей и осуществления возвратов денежных средств.

Обращаясь к представителям организаций – участников ВЭД, Ирина Владимировна отметила, что тема расчетов с таможенными органами и обеспечения уплаты платежей очень актуальна для организаций, и особенно в период кризиса, поскольку касается выведения из оборота предприятия крупных денежных средств. «Возможные варианты в рамках законодательства сделать этот процесс более упрощенным и менее болезненным будут интересны участникам ВЭД», - подчеркнула она.

Таможенным законодательством определены четыре способа внесения обеспечения уплаты таможенных платежей: денежный залог, гарантия банка, договор поручительства и залог имущества. При этом на практике широко применяются два из них: денежный залог и банковская гарантия.

С 28 июня 2016 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части применения денежного залога и банковских гарантий. В том числе в Закон внесены следующие изменения:

- нормативно закреплена возможность выдачи банковских гарантий в виде электронного документа;

- разрешено внесение денежного залога с применением микропроцессорных карт и технологий операторов таможенных платежей;

- определен единый документ, выдаваемый в подтверждение принятия обеспечения;

- исключены из категории гарантов страховые организации;

- предусмотрен зачет остатка денежного залога в авансовые платежи;

- уточнен порядок возврата денежного залога.

Теперь банковские гарантии могут представляться как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа.

По словам докладчика, оформление гарантий в форме электронного документа является новеллой в таможенном законодательстве и соответствует применяемому таможенными органами электронному декларированию товаров.

Для приема электронных гарантий не требуется обращения плательщика, достаточно ее загрузки в программное средство АС «Обеспечение». При этом сокращен срок приема электронных гарантий по сравнению с бумажными – решение по ней должно быть принято не позднее дня, следующего за днем ее поступления. Также исключается необходимость представления в таможенный орган документов, подтверждающих полномочия лиц, подписавших электронные гарантии.

Чтобы реализовать данные положения закона, ФТС России проводит работу с Банком России по реализации информационного обмена сведениями о выдаче электронных гарантий между гарантами и ФТС России. Пока гарантия представляется на бумаге.

«Одним из условий возможности ее приема является поступление в Федеральную таможенную службу информации от банка, выдавшего гарантию, в электронном виде о ее выдаче, - обратила внимание собравшихся начальник отдела. - При отсутствии у ФТС России таких сведений в приеме бумажной гарантии будет отказано. Тем самым решается проблема документального подтверждения факта выдачи банковских гарантий и их подлинности. На период доработки банками своих информационных систем разработан порядок получения сведений о выданных гарантиях непосредственно от банков».

В своем докладе Ирина Климова подробно остановилась на требованиях, предъявляемых к банковским гарантиям, в том числе к срокам действия и дополнительному пакету документов.

Подробно были разобраны и изменения, внесенные в статью 137 Закона о таможенном регулировании, касающиеся применения таможенной расписки. «Теперь расписка выдается при принятии банковской гарантии, заключении договора поручительства, договора о залоге имущества. Ранее таможенная расписка применялась только при принятии денежного залога, во всех остальных случаях выдавался таможенный приходный ордер», - напомнила выступающая.

«Нововведения касаются и денежного залога, с июня 2016 его внесение может осуществляться с применением электронных терминалов, платежных терминалов или банкоматов операторов таможенных платежей. Операторами таможенных платежей являются ООО «Таможенная карта» и ООО «Мультисервисные платежные системы». Достаточно упрощено и применение денежного залога, в том числе его возврат. В том числе остаток неиспользованного для уплаты таможенных платежей денежного залога зачитывается в авансовые платежи без заявления плательщика. Исключено требование о представлении оригинала таможенной расписки при возврате или зачете денежного залога. Наконец, законодательно закреплена возможность возврата денежного залога в случае, когда плательщиком предоставлено иное обеспечение. Общий срок для возврата составляет 21 рабочий день со дня подачи заявления».

Одной из проблем взаимодействия с участниками ВЭД было названо получение остатков денежных средств. Для ее решения на сайте ФТС России для участников ВЭД развернут Личный кабинет, который дает возможность получения информации посредством сервиса «Лицевой счет».

«Информационный сервис обеспечивает получение участником ВЭД отчетов по лицевым счетам в таможенных органах: об остатках на платежных документах, о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей и о подтверждении уплаты таможенных пошлин, налогов. Для того, чтобы воспользоваться этим сервисом необходимо зарегистрироваться в личном кабинете участника ВЭД и иметь электронную подпись. Порядок подготовки к работе в личном кабинете и работы в сервисе «Лицевой счет» подробно изложен на сайте ФТС России».

Такой развернутый доклад начальника отдела таможенных платежей Ростовской таможни позволил участникам ВЭД детально разобраться в новеллах таможенного законодательства.

Второй вопрос повестки заседания рабочей группы был посвящен деятельности уполномоченных экономических операторов и таможенных представителей, а также перспективным технологиям автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций на товары. Эти темы подробно представил вниманию собравшихся Альберт Вафин, курирующий данное направление в отделе таможенных процедур и таможенного контроля Ростовской таможни.

«Одной из основных задач, стоящих перед таможенной службой, является ускорение совершения таможенных формальностей при таможенном декларировании и выпуске товаров. Как раз для реализации этой задачи в таможенных органах внедряются технологии автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска, - напомнил докладчик. - Автоматический выпуск товаров невозможен без автоматической регистрации деклараций – это первый шаг к автоматическому выпуску товаров».

Суть её заключается в том, что проверка условий регистрации декларации осуществляется в автоматическом режиме, т.е. без участия инспектора, путем сопоставления заявленных в декларации сведений со сведениями из представленных в электронном виде документов.

Анализ причин отказа в автоматической регистрации деклараций показывает, что при заполнении деклараций и формализации электронных документов декларанты товаров допускают ошибки технического характера.

Таким образом, от правильного заполнения декларации и качественной формализации документов зависит, будет ли декларация зарегистрирована в автоматическом режиме.

А.Вафин представил вниманию собравшихся подробный разбор наиболее типичных ошибок, препятствующих автоматической регистрации деклараций.

К распространенным ошибкам он отнес неполный комплект обязательных для регистрации документов и незаполнение необходимых кодов. Несоответствие значений классификаторов, таких как ИНН, КПП, ОГРН декларанта в графе 14 и других документов, также является причиной того, что автоматическая регистрация в подобных случаях не происходит. Еще одной причиной отказа в авторегистрации является несоответствие реквизитов в различных договорах, доверенностях, свидетельствах при формализации их в электронном виде.

«По сути, вышеперечисленные ошибки, так или иначе, могут служить основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в регистрации декларации. Со своей стороны мы понимаем, что указанные ошибки в основном носят технический характер, и целесообразно сообщать декларанту информацию об ошибках в автоматическом режиме для их исправления. Такие предложения были направлены в вышестоящие таможенные органы. На данном этапе программные средства в этой части ждут доработки», - добавил Альберт Вильевич.

Данная перспективная технология получает все большее внимание и распространение, соответственно с этим растет количество вопросов со стороны бизнеса, как о конкретных условиях и алгоритмах использования данной технологии, так и ее дальнейшего распространения на иные таможенные процедуры.

В Ростовской таможне уверены, что подобная «работа над ошибками» поможет компаниям провести соответствующие занятия со своими специалистами по таможенным операциям, для более ответственного подхода к качественной формализации документов и правильного заполнения деклараций на товары. Что в свою очередь значительно сократит время, а значит и экономические издержки участников ВЭД на таможенное оформление.

По оценке участников встречи, все вынесенные на обсуждение вопросы носили прикладной характер и помогли детально разобраться с новшествами таможенного законодательства.

«Благодарим Вас за организацию подобных встреч и готовность оперативно решать возникающие у нас вопросы», - в заключение встречи выразила мнение большинства собравшихся представительница одной из крупных компаний Дона, - полученная информация поможет нам совершенствовать свою работу и сэкономить ресурсы».

Пресс-служба ЮТУ