В Беларуси в 5,1 раза сократилось число таможенных агентов, на таможне растут очереди
Указ №319, подписанный ради приведения таможенного законодательства Беларуси в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза, заметно проредил ряды таможенных представителей (агентов), большинство из которых не смогло выполнить новые финансовые требования. В результате через 3 дня после начала действия новых требований на пунктах таможенного оформления страны образовались очереди, что в свою очередь по итогу скажется на дальнейшем удорожании импортных товаров.
Напомним, что согласно указу субъекты хозяйствования, имеющие лицензию таможенного агента, должны были по 27 октября 2011 года предоставить в Государственный таможенный комитет РБ обеспечение (деньги, банковская гарантия, залог, поручительство + страховка) уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее 1 миллиону евро. Ранее, для осуществления деятельности таможенного представителя было достаточно лишь страховки – страхование ответственности таможенного представителя на 350 млн. рублей. Такая страховка обходилась таможенному агенту примерно 4 млн. рублей за год (до выхода на единый курс рубля).
Документ изначально ввел представителей таможенной индустрии в состояние шока – предоставить такое обеспечение было под силу далеко не всем агентам, да и со стороны «регулятора» (ГТК), по словам тамагентов, не отмечалось особого рвения: форма банковской гарантии была согласована буквально за несколько недель до окончания срока выполнения требований.
Сегодня в подтверждение опасений ГТК Беларуси опубликовал обновленный список таможенных агентов – из 211 на 1 июня новые требования смог выполнить лишь 41 агент, в том числе по Минску и области из 179 лицензиатов продолжат свою работу только 28 таможенных агентов.
Новые требования вступили в силу с 28 октября и уже вылились в очереди на таможенное оформление грузов. На границе и некоторых ПТО остались только Белтаможсервис и владельцы СВХ (склады временного хранения), но количество сотрудников не справляется с возросшим объёмом работ.
Из-за очередей многие импортеры (поставщики) – (получатели) вынуждены разгружать транспорт на СВХ, что стоит далеко не одну копейку и автоматически будет включено в стоимость товара. Кроме того, цены импорта вырастут и за счет увеличения расценок на услуги таможенных агентов, поскольку стоимость банковской гарантии (никто живые деньги в качестве обеспечения ГТК не предоставит) на 1 млн. евро влетит агенту примерно в 3,5-4 тыс. евро в месяц. И речь в первую очередь идет не столько о потребительском, сколько о промежуточном импорте, обеспечивающим работу белорусских производителей.
За один день ситуация вряд ли измениться и проблема с очередями на ПТО будет нарастать изо дня в день, что чревато перебоями в поставках в том числе и критического импорта на предприятия. Усугубляет ситуацию и отсутствие готовности ПТО к приему таможенных и статдеклараций в электронном виде (обязательное оформление в электронном виде вводится только с 26 января 2012 года). При этом ГТК жестко отслеживает использование таможенными агентами «правильного» программного обеспечения, производителями которого являются Белтаможсервис (дело пахнет монополией) и Таможпроект (этим только обещают возможность электронного декларирования).
Кроме того, возникает вопрос о судьбе работников тех таможенных агентов, которые не выполнили новые законодательные требования – либо устраиваться на работу к бывшим конкурентам либо рассматривать иные варианты.
ГТК РБ пообещал в ближайшее время опубликовать официальный комментарий по поводу сложившейся ситуации, от которого на самом деле легче никому не станет.
АФН