18.09.14

Ущерб от защиты

Российские автозаводы и азиатские импортеры смогут заменить только половину импорта легковых автомобилей из ЕС и США, если Россия запретит их ввоз

Ущерб зарубежных автоконцернов в случае введения Россией полного запрета на импорт легковых автомобилей из США и ЕС может составить в 2015 г. примерно 550 млн евро (выпадающий импорт оценивается в 230 000 шт.), вытекает из исследования российского офиса Roland Berger Strategy Consultants (копия есть у «Ведомостей»). Но эта мера не принесет выгоды России, считают аналитики.

Основные импортеры из США и ЕС — GM, BMW, Daimler, Ford, группа VW, PSA Peugeot Citroen и проч., перечисляет член правления российского офиса Roland Berger Strategy Consultants Эдуард Черкин. Поступления в федеральный бюджет могут сократиться на 1,4 млрд евро, а местный рынок сократится сильнее ожиданий — до 2,13 млн легковых машин вместо 2,24 млн шт. (прогноз на 2014 г. — 2,4 млн шт.). В выигрыше будут азиатские импортеры, говорится в исследовании Roland Berger Strategy Consultants. Но они даже вкупе с местными автозаводами смогут компенсировать только половину выпавшего импорта. У корейцев, китайцев и отечественных марок нет такого количества подходящих для российского рынка моделей, а местные заводы, построенные иностранцами, не смогут быстро локализовать все выпавшие модели, в том числе из-за отсутствия технической возможности (разные платформы и проч.), объясняет Черкин. Быстро перестроиться не получится: выпуск автомобилей нужно будет организовывать на новых платформах, а это долгий процесс, добавляет источник, близкий к одному из европейских автоконцернов. Решить проблемы за счет организации крупноузловой сборки тоже не выйдет — из-за обязательств автоконцернов по повышению уровня локализации, говорит он.

О том, что Россия в ответ на новые западные санкции может ограничить импорт автомобилей, источники «Ведомостей» рассказывали в августе. В сентябре помощник президента России Андрей Белоусов не исключил ограничение импорта подержанных машин. Конкретных решений о защитных мерах в сфере автопрома пока не принято, говорят федеральный чиновник и сотрудник одного из российских автозаводов.

Представители автоконцернов и Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответили. Отечественные производители смогут заменить импорт — их мощности загружены менее чем на 70%, считает чиновник. Заместить все премиальные бренды будет сложно, поправляет старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненков. По его мнению, в случае полного запрета импорта машин из ЕС и США в краткосрочной перспективе возможен бум на рынке подержанных автомобилей, частично сгладить проблему поможет увеличение складских запасов, добавляет эксперт.

Если в качестве защитной меры будет введен запрет на ввоз из США и ЕС автомобилей дешевле 30 000 евро (это не исключал первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев), то их импорт из этих стран сократится в 2,4 раза до 95 000 шт., выпадающие доходы автоконцернов составят 175 млн евро, подсчитал Roland Berger Strategy Consultants. Но этот вариант тоже невыгоден России, считают аналитики.

Еще одной мерой защиты может быть повышение таможенных пошлин на автомобили из ЕС и США до уровня, предшествующего вступлению в ВТО (30-35%), допускает Roland Berger Strategy Consultants (чиновники об этом не говорили. — «Ведомости»). Рынок в этом случае тоже сократится, но разница будет меньше, чем при других сценариях, часть импорта компенсируют местные заводы и импорт из Азии (см. график); это увеличит доходы бюджета на 55 млн евро и простимулирует локализацию, перечисляет Черкин. «Повышение пошлин, конечно, противоречит условиям вступления России в ВТО. Но такой сценарий реален, хоть и мало вероятен», — замечает он.

Ведомости