Уполномоченные "по правам" товара
В России создается институт добропорядочных импортеров и экспортеров
Чтобы доверять бизнесу и упрощать оформление грузов на границе, надо
дифференцировать импортеров и экспортеров по степени их законопослушности.
Этот тезис главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова
особенно заинтриговал вчера участников международной конференции
"Таможенная реформа: инструмент интеграции России в мировую экономику".
Многие предположили, что таможенники вновь возвращаются к не
оправдавшей себя практике деления участников внешнеэкономической
деятельности на "белых" и "черных". Однако, отвечая на вопрос
корреспондента "РГ", так ли это, Андрей Бельянинов категорически отверг
подобные предположения: "Ни в коем случае".
Спорный тезис более подробно прокомментировал статс-секретарь ФТС
Сергей Шохин. По его словам, если сегодня в Федеральной таможенной службе
существуют различные реестры - таможенных перевозчиков, таможенных
складов, уполномоченных банков, которые "отслеживают" поведение и
прозрачность этих структур, то реестры участников внешнеэкономической
деятельности в ФТС составлять не собираются. Однако в условиях, когда
Россия выходит на мировой рынок, создает транзитные коридоры и все это
делает в увязке с европейским таможенным законодательством, появляются
совершенно новые процедуры оформления и контроля товаров и в целом
взаимоотношений таможни и бизнеса.
В частности, создание в стране принципиально нового "сословия"
уполномоченных грузополучателей, то есть компаний, чьи товары, минуя
таможню, и все связанные с этим проверки и формальности поступают сразу на
склады, а уже впоследствии, в течение года, проверяются на достоверность
уплаты налогов и пошлин, на соответствие всем документам. Заметим, что
институт уполномоченных грузополучателей, суть которого - в обмене
предварительной информацией с таможнями в режиме онлайн, успешно действует
в Евросоюзе и хорошо зарекомендовал себя. Сейчас, уточнил Сергей Шохин, в
его ведомстве разрабатываются механизмы создания в России аналогичного
института уполномоченного грузополучателя, а также обязательного
предварительного информирования таможенных органов. Для этого в 2008 году
в Таможенный кодекс будут внесены изменения, и система заработает
предположительно через год.
Концепции этих законопроектов уже подготовлены и находятся на
согласованиях. Главный таможенник страны уверен, что нововведения помогут
бизнесу ускорить доставку товаров, а таможне сосредоточиться на контроле
тех товаров, которые не соответствуют установленным Таможенным кодексом
критериям безопасности поставок. При этом Андрей Бельянинов добавил, что
сейчас Россия вместе с европейской комиссией и двенадцатью странами -
членами ЕС (Австрией, Бельгией, Венгрией, Германией, Италией, Латвией,
Литвой, Польшей, Финляндией, Чехией, Швецией и Эстонией) разрабатывают
пилотный проект, благодаря которому с 1 января 2009 года в режиме
реального времени и через единую программу таможни этих стран будут
обмениваться предварительной информацией о товарах, пересекающих общие
границы.
Также глава ФТС уделил много внимания проблеме
частно-государcтвенного партнерства при обновлении таможенной приграничной
инфраструктуры. Речь идет о строительстве с помощью бизнеса комфортабельных
таможенных служебных, производственных помещений, автомобильных пунктов
пропуска, таможенных постов как на самых отдаленных участках российских
границ, так и в ключевых регионах: Северо-Запад, Центр, Приморье. Как
любые проекты по созданию инфраструктуры, они крайне затратны, но
предусмотренные здесь коммерческие объекты - магазины duty free, парковки,
гостиницы, автозаправки и техсервисы - станут для инвесторов сервисных зон
потенциально прибыльными уже на начальном этапе, заверил Бельянинов.
Между тем, по словам руководителя делегации Европейской комиссии в
России Марко Франко, Евросоюз, который видит в "русской таможне" своего
главнейшего партнера, также готов внести свою лепту в совершенствование
совместных пограничных с Россией таможенных переходов. В частности, 13
миллионов евро страны Евросоюза уже выделили на строительство нового
перехода "Мамоново" на границе с Польшей. А сейчас обсуждает вопрос о
финансировании строительства еще одного перехода в Советске
Калининградской области, на границе с Литвой. Цена вопроса - 10 миллионов
евро. Затраты более чем оправданны. В планах Евросоюза, как сообщили
иностранные гости, повысить интенсивность товаропотока уже в ближайшее
время на 28 процентов.
Российская газета ; 23.11.2007