"Участникам ВЭД теперь некуда бежать"
Газета
Владислав Заславский - в интервью "Газете"
Тема акцизов вечно актуальна. Об итогах и перспективах работы акцизных таможенников, отмечающих сегодня 10-летие, в интервью обозревателю "Газеты" Галине Ляшенко рассказал руководитель ЦАТ Владислав Заславский.
- Чем занимается Центральная акцизная таможня и в чем суть реформы таможенного оформления подакцизных товаров, реализуемой в последнее время?
- Начну с истории. Десять лет назад был создан Московский акцизный таможенный пост - первый акцизный таможенный пост в России. С тех пор пост преобразовался в таможню, которая была в подчинении Государственного таможенного комитета, затем в подчинении Центрального таможенного управления (ЦТУ), а в сентябре прошлого года переподчинена напрямую Федеральной таможенной службе.
Подакцизные товары - это, в частности, алкогольная продукция, автомобили, моторные масла, парфюмерия и косметика, табачные изделия. Кроме того, таможня занимается оформлением ювелирных изделий, драгоценных камней и валюты. В товарной номенклатуре эти товары занимают немного места, но зато являются одними из самых налогоемких. Суть замысла - централизовать управление таможенным оформлением этой категории товаров в одном месте для того, чтобы к этой категории товаров существовал единый подход, единая методика.
- Разве могут быть разные подходы? Закон же един для всех.
- Поясню. К примеру, в одной из таможен сотрудниками выявлены факты возможного недостоверного декларирования в части стоимости, номенклатуры или других характеристик товаров. Начинается проверка, запросы и т.п. В этот момент участник ВЭД переходит в другую таможню и продолжает таможенное оформление того же товара с теми же параметрами, как и раньше. При этом он может поменять и фирму-импортера. То же самое и в случае с подакцизными товарами. В 2006 году нередкими были случаи перехода импортеров алкогольной продукции из зоны деятельности ЦАТ в зоны деятельности Брянской, Орловской таможен по той причине, что в Москве в отношении этих организаций был усилен контроль таможенной стоимости.
- А там больше возможностей для коррупции?
- Ну почему сразу коррупции? Речь идет о единых подходах. К примеру, к какому-то импортеру были вопросы по стоимости ввозимого им товара. Порядок определения стоимости прописан в законе «О таможенном тарифе». Но на самом деле однозначно сказать, сколько стоит товар, достаточно сложно. Можно представить любые оправдательные документы, можно запрашивать контрагентов из другой страны и т.д. Нас, например, может смутить французское вино, декларируемое по $1 за бутылку. И мы прилагаем все усилия, чтобы поднять его стоимость до той, которую мы считаем правильной. Однако организация, ввозящая это вино, могла перейти в Брянскую таможню и представить тот же комплект документов.
Чтобы такого не происходило, компетенция таможен Центрального федерального округа по оформлению подакцизных товаров с 1 января 2007 года была прекращена. Но чтобы не создавать дополнительных проблем участникам ВЭД и не заставлять их ехать в Москву, был проанализирован товаропоток по Центральному федеральному округу (ЦФО) и принято решение о создании трех акцизных таможенных постов в Брянской, Владимирской и Калужской областях, которые теперь все подчиняются ЦАТ. Вопрос с какими-то разночтениями или отсутствием доступа к базам данных теперь не стоит. А участники ВЭД в ЦФО, специализирующиеся на подакцизных товарах, теперь работают в едином пространстве Центральной акцизной таможни.
Следующий этап - Санкт-Петербург и Северо-Западный округ. С 1 июня 2007 года акцизная таможня в Петербурге прекращает свое существование и становится акцизным постом также в составе ЦАТ. Причем объемы оформления товаров не претерпевают изменений.
- В других округах тоже идет такая централизация?
- Нет. Сейчас ЦАТ оформляет около 95% маркированного алкоголя, еще 4% оформляется в Петербурге. Проводить аналогичные реформы в других округах просто нецелесообразно. Что касается автомобилей, ввозимых юрлицами, в ЦАТ оформляется более 50%. Еще 20% оформляется в Петербурге. И еще 20-25% - на Дальнем Востоке. Оставшиеся 5% - на других таможнях. Так что с 1 июня в ведении ЦАТ будет находиться 99% импортного алкоголя и более 70% автомобилей.
- А как оформляются ювелирные изделия, камни и металлы?
- Уже подписан приказ ФТС, согласно которому право оформлять импорт этой категории товаров также останется только у ЦАТ. Сейчас мы оформляем уже порядка 90% ювелирных изделий и драгметаллов. Если опыт подобной концентрации окажется удачным, то в дальнейшем его могут распространить и на другие товары. К примеру, такие сопутствующие товары, как автомобильные шины.
- А с серым импортом подакцизных товаров вы часто сталкиваетесь? Каковы его масштабы?
- Если взять, к примеру, алкоголь, то здесь говорить о серых схемах, ну разве что за исключением занижения стоимости, практически не приходится. Все жестко контролируется через марки, систему ЕГАИС и т.д. Что касается стоимости, то мы в ближайшее время планируем провести крупномасштабную акцию совместно со странами- контрагентами, чтобы выяснить истинные цены ввозимого в Россию вина. В первую очередь речь идет о винах, сопоставимых с молдавскими. Теперь это болгарские вина. После запрета ввоза молдавских вин импортеры очень активно переключились на дешевые вина из Болгарии. Вероятность того, что там занижена таможенная стоимость, существует. Однако те документы, которые представляются для таможенного оформления, как правило, трудно подвергнуть сомнению. Но мы будем пытаться решить эту проблему.
- Есть еще такой вопрос, как определение натуральности вин. ФТС недавно выпустила письмо по поводу порядка определения натуральности вин и потом была вынуждена его отозвать. В чем тут дело?
- Существуют два ГОСТа и один федеральный закон, в которых есть определения натуральности вина. И в них есть разночтения. Между тем цена вопроса велика. Если вино натуральное, то акциз составляет 2 рубля 20 копеек с литра, а если нет, то в среднем 14 рублей в зависимости от его крепости. Из-за существующих разночтений в законодательстве мы сталкиваемся с проблемой начисления того или иного вида акциза. Единственный выход - заключение эксперта. Но даже эксперт в некоторых случаях не в состоянии однозначно определить натуральность вина. И это не только фискальный вопрос, но еще и вопрос безопасности здоровья граждан. А потому необходимо дать четкое единообразное определение натуральности вина. ФТС России пыталась это сделать самостоятельно своим письмом, указав, что в случае, если к вину добавлено сброженное виноградное сусло, оно является ненатуральным. Сейчас письмо отменено, но проблема остается. Решить ее может, наверное, только правительство.
- Молдавские вина скоро вернутся на российский рынок? Запрет на ввоз уже снят?
- По моим сведениям, импортеры не спешат заключать контракты с молдавскими предприятиями. Они уже переориентировались, в первую очередь на Болгарию. Хотя молдавская сторона серьезно готовится к возвращению на российский рынок. Я недавно был в Молдавии, и мне показали новую систему, которую они собираются внедрять в отношении продукции, поставляемой на экспорт. На каждую бутылку будет наклеена специальная марка с кодом, введя который на специальном сайте в интернете можно будет получить всю информацию о продукции: на каком заводе произведена, когда, химический состав. Это сможет сделать любой потребитель. Кроме того, мы договорились с молдавскими таможенниками о том, что они будут нам представлять информацию о реальной стоимости импортируемого в Россию вина. Нами уже получены первые ответы молдавских коллег, минимальная стоимость бутылки вина заявляется не ниже $1,2 за бутылку, что значительно выше болгарских 65 центов. Однако, по моим прогнозам, молдавские вина появятся в России не раньше осени. Что же касается болгарских вин, то здесь мы планируем серьезную работу по увеличению декларируемой таможенной стоимости и хотим приблизить ее к реальной, которая, на наш взгляд, должна составлять около $1,5 за бутылку.
ГАЛИНА ЛЯШЕНКО
Gzt.Ru; 08.04.07