Транзит станет проще
В г. Речица Гомельской области (Белоруссия) состоялось очередное заседание моженного комитета Союзного государства.
Участие в его работе приняли руководитель ФТС России – Председатель Таможенного комитета Союзного государства Андрей Бельянинов, председатель ГТК Республики Беларусь Александр Шпилевский, эксперты таможенных ведомств двух государств. В качестве наблюдателя на встрече присутствовала делегация казахстанской таможенной службы во главе с председателем Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан Козы-Корпеш Карбузовым, что было взвешенным политическим решением. Более глубокое сближение позиций необходимо и в трехстороннем формате Россия – Беларусь – Казахстан.
Усилия этих трех государств направлены на создание условий для формирования Таможенного союза. Максимальное использование как положительного, так и отрицательного опыта 13-летней работы ТКСГ способствует ускорению этого процесса.
Обширная повестка дня заседания коллегии включала 15 пунктов, в том числе отчет о выполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях, а также утверждение плана работы на нынешний год. Основное внимание было уделено информационному обмену между таможенными службами двух государств и дальнейшему сближению подходов в организации таможенного контроля.
В частности, согласован Протокол, определяющий порядок обмена информацией о товарах, перемещаемых транзитом, о выдаче разрешений на транзит и завершение транзита, а также о документах, подтверждающих принятие обеспечения уплаты таможенныхплатежей. Россией и Белоруссией уже начаты внутригосударственные процедуры по подготовке и подписанию документа. Рассмотрен также проект межправительственного Соглашения об обеспечении соблюдения запретов и ограничений при транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами двух стран. Разработка его связана с переносом с 1 января 2010 года таможенного контроля на внешние границы Союзного государства. Соглашение призвано упростить процедуру транзита по территории наших стран.
Не осталась без внимания и проблема временного ввоза на территорию Союзного государства транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах. Ожидается разработка проектов соответствующего Соглашения и Концепции контроля за временным ввозом таких транспортных средств, основанных на современных информационных технологиях. Это позволит установить унифицированные подходы в порядке регистрации и таможенного оформления автомобилей из других стран.
Конкретизируя суть принятых решений, Александр Шпилевский пояснил, что она сводится к повышению оперативности принятия решений, ускорению процедур таможенного оформления и контроля:
– Сегодня информация о товарах, которые пересекают внешнюю границу Союзного государства, автоматически поступает на пульт Информационно-вычислительного центра ФТС России, что позволяет контролировать прохождение товара и его доставку. В стадии реализации единая автомобильная система информационных технологий, которая финансируется Союзным государством. Когда в июле следующего года она будет внедрена, мы полностью согласуем свои информационные системы. Это приведет к ускорению оформления транспортных средств и товаров, даст возможность работать прозрачно и не в ущерб друг другу, повысит взаимное доверие. Пересекая российско-белорусскую границу, перевозчики будут оформляться в режиме реального времени всего за 7-10 минут вместо 40.
Отвечая на вопрос журналистов о временном ввозе транспортных средств в РФ, А. Шпилевский еще раз озвучил достигнутую между таможенными службами двух государств договоренность о том, что удостоверения временного ввоза транспортных средств, которые пересекают границу РФ, теперь выписываются на полгода, что существенно сняло остроту проблемы. И еще раз убеждает в реальности формирования Таможенного союза. Причина же проблемы кроется в различных размерах таможенных пошлин на транспортные средства в России и Беларуси. В настоящее время ведутся переговоры по единому Таможенному тарифу. Свыше 95 процентов позиций уже согласовано.
– Мы давно идем навстречу друг другу, знаем сильные и слабые стороны друг друга, понимаем, как решать все эти вопросы, – прокомментировал итоги заседания Андрей Бельянинов. При этом он подчеркнул, что с не меньшей ответственностью работают над созданием единого таможенного пространства и другие ведомства, что слова «Таможенный союз» зачастую не совсем оправданно переводят стрелки исключительно на таможню. По мнению Андрея Юрьевича, в общем объеме работ, которые необходимо выполнить при создании Таможенного союза, совместная работа таможенников занимает лишь 10-15 процентов: «Все остальное лежит в плоскости крайне сложного интеграционного процесса наших экономик, денежных систем, работы отдельных министерств и ведомств. Таможни – лишь инструменты в руках своих правительств. В соответствии с принятым политическим решением они свою задачу практически выполнили».
Журнал "Таможня" 15.05.09