27.03.06

Toyota просит льготы на ввоз комплектующих в Россию

Японская Toyota Motor хочет побыстрее уладить все формальности, связанные с организацией сборки автомобилей в России. Завод компании в Санкт-Петербурге заработает лишь через полтора года, но Toyota уже попросила Минэкономразвития предоставить ей льготы на ввоз комплектующих.

Toyota Motor второй по величине автопроизводитель в мире. За 2004 2005 финансовый год, закончившийся 31 марта 2005 г., продала 7,4 млн автомобилей. За апрель декабрь 2005 г. выручка составила $129,1 млрд, чистая прибыль $8,2 млрд.

Toyota объявила о намерении построить завод в Санкт-Петербурге в апреле прошлого года. Запустить производство планируется в конце 2007 г. Но откладывать реализацию проекта в долгий ящик компания не намерена. На прошлой неделе Toyota внесла в Минэкономразвития проект инвестсоглашения для работы в режиме промышленной сборки автомобилей, рассказал Ведомостям сотрудник правительства. Одобрение его чиновниками позволяет инвестору беспошлинно или с минимальной 3%-ной пошлиной импортировать большинство комплектующих, а со временем либо вернуться к обычному импорту (пошлина 15%), либо локализовать производство деталей. Эти льготы Toyota рассчитывает получить на восемь лет и ввозить по ним все предусмотренные постановлением о промсборке комплектующие, говорит собеседник Ведомостей .

На первом этапе компания планирует собирать в Санкт-Петербурге только Camry это единственная модель, которая значится в инвестсоглашении. Мощности по ее производству составят 25 000 в год. Но в документе, направленном компанией в МЭРТ, предусмотрена возможность выпуска в дальнейшем и других моделей, название которых в тексте не указывается , говорит чиновник. А его коллега из правительства Петербурга добавляет, что Toyota уже обсуждает с городом возможность расширения мощностей завода до 50 000 шт. В Toyota Motor от комментариев отказались. Но источник, близкий к автоконцерну, говорит, что производство на заводе в Санкт-Петербурге будет гибким. На построенных мощностях можно будет организовать производство не только Camry, но и многих других моделей, за исключением полноразмерных внедорожников , пояснил он. По его мнению, следующими моделями, которые встанут на конвейер, могут стать универсал Corolla и кроссовер RAV4.

Аналитики полагают, что беспошлинный ввоз деталей позволит Toyota снизить стоимость автомобилей российской сборки. Впрочем, серьезного дисконта ждать не стоит, уверен независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. Toyota не позиционирует себя как дешевого производителя, говорит аналитик. Кроме того, компании нужно будет окупать инвестиции в строительство и вкладываться в маркетинг . По его оценке, снижение стоимости составит не более 10-15%. Александр Жуков из Метрополя полагает, что автомобили российской сборки могут быть дешевле на 8-10%.

Эксперты не сомневаются, что российские чиновники вынесут положительное решение в отношении Toyota. В прошлом году строительство завода было включено в перечень стратегических инвестпроектов Санкт-Петербурга. Сотрудник одной из автомобилестроительных компаний отмечает, что на получение льгот на ввоз комплектующих уходит не более нескольких месяцев.

А другой автопроизводитель Volkswagen до сих пор никак не может принять решение о строительстве завода в России. Площадка под предприятие, на котором планируется выпускать Skoda Octavia и Volkswagen Pointer, зарезервирована в подмосковном Ступине. Но недавно глава концерна Бернд Пишецридер заявил о некоторых задержках в реализации проекта, отметив также, что в ближайшие три месяца вопрос со строительством завода окончательно прояснится. А в конце прошлой недели заместитель губернатора Ярославской области Вячеслав Блатов сообщил, что Volkswagen может построить завод мощностью 115 000 автомобилей в год и стоимостью более 400 млн евро именно в этом регионе. Компания действительно рассматривает разные площадки, и кроме Ярославской области и Ступина есть и другие варианты , рассказал Ведомостям чиновник правительства. По его словам, Volkswagen возобновил поиск площадки из-за того, что не нашел общего языка с подмосковными властями. В первую очередь Volkswagen не устраивает волокита в оформлении проекта , подтверждает источник, знакомый с позицией концерна. В самом правительстве Московской области уверяют, что проблем с Volkswagen нет и от площадки в Ступине немцы не отказывались.

Ведомости; 27.03.06