08.08.13

Таможню просят подождать

На этой неделе руководитель ФТС Андрей Бельянинов встретился с представителями Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), чтобы разъяснить новые правила использования книжек международных дорожных перевозок (TIR), сообщила пресс-служба ФТС. С 14 августа ведомство перестанет принимать книжки в качестве обеспечения таможенных платежей — нужно будет предоставить национальную гарантию (например, банка или поручительство).

АЕБ предложила руководству ФТС отложить введение новых правил, рассказал «Ведомостям» гендиректор ассоциации Франк Шауфф. Раньше чем через полгода их нельзя вводить, уверен один из участников встречи: такой срок требуется для стандартной процедуры оценки регулирующего воздействия нормативных актов и оповещения заинтересованных сторон. Хотя решение ФТС и не является нормативным актом, отмечает он, об изменении правил служба сообщила письмом. Да и ФТС нужно время, чтобы адаптироваться к работе по новым правилам — изменить нормативную базу и обновить программные средства, рассуждает собеседник «Ведомостей».

Перенос сроков помог бы поставщикам электроники, говорит представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов: ведь скоро начнется высокий сезон (сентябрь — октябрь). Переходный период должен длиться хотя бы до января 2014 г., считает он, но важнее принципиально решить проб­лему.

По словам участников встречи с АЕБ, Бельянинов согласился рассмотреть доводы бизнеса в пользу отсрочки и до 14 августа провести еще один раунд переговоров. Пока же ФТС заявила, что «таможенные органы полностью готовы к введению новшества», оснований для изменения своего решения служба не видит.

Причина отказа от книжек TIR — долг Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая не выполняет обязательства по гарантированию платежей, настаивает служба. По данным ФТС, долг АСМАП перед таможней, накопившийся с 1996 г., составляет 20,8 млрд руб. (8,9 млрд из них — основной долг, остальное — пени). По словам замруководителя службы Татьяны Голендеевой, ФТС и не надеется вернуть 20 млрд руб., главное — наладить работу на будущее.

Ни АСМАП, ни Международный союз автотранспорта проблем с долгом не видят: за последние три года таможня выставила АСМАП 105 требований об уплате таможенной задолженности на 92,3 млн руб., 87 требований оплачено, 10 суды признали необоснованными, 8 (на 11,5 млн руб.) находятся на рассмотрении, срок их оплаты не истек.

Голендеева объясняет расхождение в оценках задолженности «разной философией»: АСМАП отказывается погашать долг, ссылаясь на превышение срока давности или отмену судом постановления об административном правонарушении, а ФТС все равно настаивает на уплате таких долгов, ведь бюджет денег не получил. «В последние годы сложилась технология: оплата в случае недоставки [груза] происходит только по решению суда — или оспаривание административного наказания», — посетовала Голендеева.

Срок взыскания таможенных платежей — три года, напоминает советник DLA Piper Марина Лякишева: даже по собственному приказу ФТС должна списать задолженность, если срок истек. Если таможенники не смогли взыскать долг — это не проблема перевозчиков, резюмирует она.

Ведомости