21.02.24

Таможня забирает добро: очередная серая схема изжила себя

С 1 апреля на территории стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) система управления рисками заработает по-новому. Она поможет исключить ввоз в Россию машин зарубежной сборки, растаможенных по льготным тарифам. Информация об этом опубликована на сайте кабмина. Отметим, в ЕАЭС, помимо РФ, входят Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.

Действие нового механизма «прочувствуют» и покупатели авто и продавцы. Дело в том, что сейчас не все страны-участницы экономического союза включают в сумму таможенного платежа те же пошлины, что и Россия. Например, в Киргизии нет НДС, акцизов и других сборов, существенно влияющих на удорожание авто. Льготные схемы растаможки по законодательству распространяются только на жителей республики, но на россиян, которые используют их для уменьшения размера платежа, местные таможенные органы смотрят сквозь пальцы.

В разное время страны ЕАЭС применяли различные льготы по растаможке автомобилей. Этим пользовались покупатели, которые хотели хорошо сэкономить. Лидерами по объемам серого импорта машин в Россию становились и Армения, и Беларусь, и Казахстан. Сейчас первое место занимает Киргизия: вывоз автомобилей через эту страну в 2023 году вырос в 13 раз, с 650 машин в месяц в начале года до почти 8,5 тысячи штук в месяц в конце.

Начиная с 1 апреля, налоги и другие пошлины, не доплаченные из-за «занижения таможенной стоимости автомобилей», которые ввозятся в Россию из стран ЕАЭС, будут обязательно учитываться в составе утильсбора, как для физических, так и для юридических лиц. Расчет будет производиться по формуле, разработанной правительством. Для электрокаров правила жестче: их, согласно постановлению правительства, необходимо в обязательном порядке растамаживать в России.

«Такой подход позволит избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объёме», – говорится в сообщении пресс-службы правительства. При этом нынешний подход, по мнению членов российского кабмина, «нивелирует предпринимаемые меры по развитию внутреннего производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет».

Как объяснил РБК Приморье генеральный директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский, благодаря новому механизму у российских таможенников появится доступ к общей электронной базе, где будет указана цена каждой растаможенной в Киргизии машины, и понятие «средней стоимости», за которую автомобиль растамаживается.

«Нам это говорит о том, что теперь не будет никакой принципиальной разницы, везти автомобиль в Киргизию или в Россию, потому что ставки, применяемые таможней, будут одинаковыми», – рассказал эксперт.

По его словам, новые условия растаможки повлияют в том числе и на приморский рынок. Многие местные бизнесмены, которые занимаются продажей авто, пользуются услугами киргизских таможенных органов. По транзиту через Владивосток в Бишкек часто переправляют новые китайские и корейские автомобили. Несмотря на то, что для этого приходится делать большой крюк, предприниматели все равно предпочитают растомаживаться в Киргизии: так дешевле.

Он отметил, что участники рынка «прекрасно понимали», что рано или поздно российские власти начнут искоренять серые схемы параллельного импорта.

«Вот все и кончилось. Но, на мой взгляд, это хорошая и правильная тенденция, и давно это уже надо было сделать», – резюмировал эксперт.

Еще до того, как заработает обновленная система управления рисками, иссякнет канал для поставки автомобилей из Южной Кореи. Напомним, в конце февраля республика введет санкции против России и Белоруссии, которые запретят поставку в страны 682 типов товаров. Запрет, в том числе, коснется автомобилей с объемом двигателя больше 2 л – именно эти ограничения корейцы обещали ввести еще в конце прошлого года.

РБК