28.09.09

Таможня в переносном смысле

В самом неприятном положении оказались собственники складов временного хранения, рискнувшие инвестировать деньги в склад и получение лицензии на таможенный пост.

Знаете ли вы, что в стране идет реформа таможни? Нет? В этом нет ничего удивительного – документ под названием «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ», появился в августе 2008 года, до сих не утвержден правительством страны, но, несмотря на это, уже согласован всеми заинтересованными ведомствами и частично реализуется.

Суть концепции заключается в переносе таможенной инфраструктуры – как самих подразделений ФТС, так и логистических мощностей – в приграничные регионы России. Что, в общем-то, логично: разумно растаможивать и оформлять импорт прямо на границах страны, а не везти его для этого на терминалы двух столиц, как это чаще всего случается сегодня.

На практике, ситуация с переносом таможен в пограничные районы напоминает программу по борьбе с игорными заведениями: закрыть их закрыли, а игорные зоны, в которые должны были перенести многочисленные казино и залы игровых автоматов, отчисления от которых составляли довольно приличную статью региональных бюджетов, построить не успели.

Два года назад в Москве и Московской области работало около 200 таможенных постов. После появления программы переноса постов на границы, таможни в московском регионе начали стремительно закрывать. К 1 марта 2009 года в столице работало всего 5 спецпостов, и 44 таможенных поста – в Московской области. Естественно, сокращение таможен, а затем и тщательнейшие проверки в летние месяцы этого года, привели к очередям, и транспортные компании начали отправлять фуры в регионы – на таможенные посты Смоленска, Брянска, Твери, Пскова, Выборга и Санкт-Петербурга, которые оказались совершенно не готовы к возросшему грузопотоку.

Если таможенный пост московского региона пропускает ежедневно до 100 фур, то региональные таможни успевают досмотреть за такой же период всего 5 – 10 машин.

В московском регионе по штатному расписанию на «сильном» таможенном посту работает около 25 человек. В регионах штат позволяет, чтобы на посту работало и 100 человек, но там нет столько квалифицированных кадров, и их вряд ли станет больше: немного найдется желающих перебраться из центра на границу. При этом из-за сокращения постов московские таможенники с колоссальным опытом и высокой скоростью работы остаются безработными. И сложившаяся ситуация – проблема не только таможенников и грузовладельцев, это проблема вполне национального масштаба. Поскольку импортируются у нас практически все товары – от фруктов до строительных кранов.

Перевозчик везет груз туда, куда ему указывают, поэтому больше намучаются с переносом грузовладельцы. Для качественного исполнения реформы не хватает денег, времени и квалифицированных кадров.

Согласно госпрограмме переноса таможенных постов из центра на границы страны, перераспределение грузопотоков должно было значительно разгрузить автомагистрали, в частности, федеральную трассу «Россия», соединяющую Москву и Санкт-Петербург. Действительно, с точки зрения логистики, сложилась парадоксальная ситуация: груз, ввозимый через Северо-Запад России, сначала транспортируется на таможенный терминал в Москве, а уже затем поступает потребителю, часто живущему в каком-нибудь северо-западном же регионе. Авторы программы рассудили, что грузы начнут таможить там, где их затем будут реализовывать. Но они забыли о том, что 80 – 90% импортеров уже обзавелись оптовыми складами, которые находятся… в московском регионе. И где бы грузы ни проходили таможню, их все равно приходится везти в столицу и ее область. В чем не сложно убедиться на практике: количество таможенных постов в Москве и Московской области сократилось в несколько раз, а фур или пробок на дорогах меньше не стало.

На самом деле, понять, зачем начался процесс переноса постов, и почему именно сейчас, трудно. Если вспомнить историю таможни, то еще совсем недавно, чтобы разгрузить границы, принялись строить склады временного хранения, потом терминалы.Теперь же начался обратный процесс.

На сегодняшний день в самом неприятном положении оказались собственники складов временного хранения, рискнувшие несколько лет назад, по предложению государства, инвестировать деньги в помещение склада, получение лицензии на таможенный пост. Что делать теперь с этими складами, непонятно. Но совершенно очевидно другое – компенсировать недополученную из-за изменения таможенной концепции прибыль государство никогда не будет.

Slon.ru; 28.09.09