03.04.14

Таможня учтёт добро

Федеральная таможенная служба продолжает эксперимент с электронной передачей сведений о товарах, доставляемых экспресс-перевозчиками физлицам в России. Вся информация стекается в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИСТ). В ФТС говорят, что применение системы позволяет существенно снизить время на доставку товаров из-за границы. Но главная цель нововведения, если отбросить красивые слова, - отследить тех, кто ввозит товары мелкими партиями не для себя, а для перепродажи. А это значит, что по мелким ИМ, работающим "в черную", прозвенел первый звоночек.

Не исключено, что затем последуют поправки в законодательство, ужесточающие ответственность за нарушение физлицами таможенных и налоговых правил при покупке коммерческих партий товаров.

По данным ФТС, за последние 4 года объем импортных поставок товаров, осуществлённых юридическими лицами, сократился на 10 процентов, а доля таможенных платежей за них сократилась с 42,4 до 34 процентов, напоминает Oborot.ru эксперт Русской Школы Управления Петр Травинский. "При этом сам объем импорта не сократился, а, значит, ушел в беспошлинную зону, когда приобретаемые "как бы для себя" товары потом реализуются внутри страны", - говорит он.

Для идентификации конкретного получателя товара, сообщает "Российская газета", в эксперименте будут использоваться паспортные данные. А при заключении договоров с получателями посылок будут определяться интернет-страницы интернет-магазинов, "ордера", подтверждающие доставку товаров.

Таким образом государство пытается бороться физлицами, которые занимаются предпринимательской деятельностью без регистрации, рассказывает управляющий партнер юридической компании "Зарцын & партнеры" Людмила Харитонова. В частности, создав ЕАИСТ, государство получит базу физических лиц, закупающих товары за рубежом, и сможет вычленить тех, кто покупает их не себе, а на продажу.

Скорее всего, в первых рядах под раздачу попадут сайты совместных покупок. Их пользователи уже забили тревогу.

"Пока госчиновники говорят о каких-то мифических "коммерсантах", которые наживаются на государстве, страдаем мы", - возмущается завсегдатай сайтов совместных покупок москвичка Светлана. По её словам, молодые семьи, особенно в условиях постоянно падающего в цене рубля, не могут позволить себе нормально одеваться, покупать детские вещи и прочее в московских магазинах с двойной, а то и с четверной переплатой. "Пока вещь дойдёт в магазин, по дороге 10 представителей правоохранительных органов с неё взятку или налог возьмут. В результате она приезжает сюда по такой цене, что выгоднее съездить в Италию и купить там на себя и знакомых. В Питере хорошо, там целыми группами в Финку на закупки ездят, а от нас далеко", - жалуется она.

В результате многочисленные форумы и конференции совместных покупок, вроде shophelp.ru, sptovarov.ru, conf.7ya.ru, 100sp.ru и так далее, пополняются новыми пользователями. "Так можно купить всё: от долгопортящихся продуктов до мебели", - говорит Светлана.

Схема подобных покупок выглядит так:

На форумах создаётся новая тема, например "Бочковая сельдь из Исландии". Там рассказывается о товаре, зачастую даётся ссылка на сайт производителя и продавца. Пользователи форума, желающие полакомиться селёдкой, присылают свои крошечные заказики организатору. У каждого совместного заказа обычно свой организатор из числа участников форума. Со всех участников закупки собираются деньги в сумме чуть больше, чем стоимость селёдки на сайте продавца, с которого её покупать.

За свою работу организатор обычно берет небольшой процент, в зависимости от суммы, при маленьких заказах - до 10%. Большой заказ отправляется зарубежному поставщику вместе с оплатой за товар и за перевозку. Когда бочка с селёдкой прибывает в Москву, организатор вычисляет, во сколько обошлась из расчета за килограмм её доставка, и сколько денег надо добрать у покупателей или, наоборот, вернуть им. Покупатели встречаются с продавцом (обычно это массовая встреча) и получают на руки свою долгожданную селёдку.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем покупок россиян в интернет-магазинах за границей составил в 2013 году около 100-120 миллиардов рублей.

Пока товары, приобретенные россиянами в зарубежных интернет-магазинах, еще можно ввозить беспошлинно, если их объемы на одного человека не превышают 1000 евро в месяц, либо их вес - не больше 31 килограмма. Однако Минфин РФ уже давно выступил с инициативой снизить беспошлинный предел с 1 тыс. евро до 150 евро. Сейчас этот вопрос рассматривается в рамках Евразийской экономической комиссии. Если инициативу примут, покупателям придется платить 30% от суммы посылки, превышающей 150 евро". Против таких ограничений создано уже несколько петиций - на сайте "Российской общественной инициативы", на "Демократоре" и на сайте change.org.

Издержки, снижающие привлекательность предложений зарубежных продацов, могут привести к частичной переориентации покупателей на локальный рынок и росту конкурентоспособности локальных компаний, считает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. "В общем-то, это, конечно, достаточно широко распространенная практика защиты внутреннего рынка. Необходимо отметить, что иностранные игроки, действительно, находятся вне фискального поля и не несут затрат на развитие локальной электронной коммерции в части инвестиций в инфраструктуру и остаются в положении более выгодном, чем внутренние игроки", - отмечает он. Кроме того, учитывая размер, которого достигла индустрия, речь также идет и о повышении поступлений в бюджет от налоговых сборов.

Oborot.ru