26.12.06

Таможни Южного федерального округа будут реорганизованы

Руководством Федеральной таможенной службы принято решение с 1 февраля 2007 года приступить к мероприятиям по ликвидации Адыгейской таможни и таможенного поста Аэропорт Майкоп Адыгейской таможни. В приказе, подписанном руководителем Федеральной таможенной службы отмечается, что указанные мероприятия проводятся на основании Положения о Федеральной таможенной службе, а также в целях совершенствования структуры таможенных органов, расположенных в Южном федеральном округе.

Данное решение было принято на основании всестороннего анализа деятельности указанного таможенного органа за предыдущие годы. В результате проводимых мероприятий было установлено, что Адыгейская таможня относится к таможням, имеющим наименьшие экономические показатели, как в Южном Федеральном округе, так и в Российской Федерации в целом. Так, по суммарным абсолютным итогам деятельности российских таможен за 2005 год Адыгейская таможня занимает 120 место из 124 таможен, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль.

С начала 2006 года уровень товарооборота в зоне ответственности таможни значительно снизился, о чем свидетельствует сокращение количества оформляемых грузовых таможенных деклараций почти в 2 раза. Через имеющийся в Адыгейской таможне один воздушный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в 2006 году пассажирские воздушные транспортные средства не перемещались.

Таким образом, показатели деятельности Адыгейской таможни не соответствуют требованиям, предъявляемым даже таможенному посту. Наряду с отсутствием экономической целесообразности сохранения Адыгейской таможни, был выявлен ряд нарушений противоправного характера. Эти обстоятельства послужили основанием для правоохранительных органов провести всестороннюю проверку деятельности ряда должностных лиц Адыгейской таможни. По результатам проверки в настоящее время возбуждены уголовные дела по фактам контрабанды и должностных преступлений.

В настоящее время Федеральная таможенная служба проводит всесторонний анализ экономической эффективности деятельности еще шести таможен Северо-Кавказского региона.

В ряде субъектов Российской Федерации статус таможен не соответствует показателям их деятельности. Можно отметить низкую эффективность таких таможен по сравнению с другими таможнями. Анализ сформированных штатных расписаний таможен выявляет неравномерное распределение штатной численности между аппаратами таможен и подчиненными таможенными постами.

Целесообразна оптимизация количества таможен с учетом объемов пассажиро- и товаропотоков и интенсивности развития внешнеэкономических связей регионов, изменения статуса таможен в отдельных регионах, исходя из стабильно низких показателей их деятельности.

Реорганизация:

- Калмыцкой таможни в таможенный пост, подчиненный Ставропольской таможне;

- Ингушской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской таможен в таможенные посты, подчиненные Минераловодской таможне;

- Миллеровской таможни путем ее присоединения к Ростовской таможне

Анализ деятельности данных таможен свидетельствует, что они имеют наименьшие показатели деятельности, как в Южном федеральном округе, так и в Российской Федерации в целом. Их показатели деятельности (за исключением Миллеровской таможни) соответствуют уровню таможенного поста. Перспективы увеличения внешнеторгового оборота в регионах деятельности данных таможен в целом отсутствуют.

Калмыцкая таможня.

Регион деятельности таможни - Республика Калмыкия. Штатная численность таможни составляет 57 ед., в том числе: сотрудников - 23 ед., федеральных государственных гражданских служащих (далее - ФГГС) - 30 ед., работников - 4 ед. Калмыцкая таможня не имеет в своем подчинении таможенных постов (таможенное оформление и таможенный контроль производит отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможни).

У таможни в регионе деятельности отсутствуют пункты пропуска.

Ингушская таможня.

Регион деятельности таможни - Республика Ингушетия.

Штатная численность таможни составляет 73 ед., в том числе: сотрудников - 34 ед., ФГГС - 33 ед., работников - 6 ед.

Калмыцкая таможня не имеет в своем подчинении таможенных постов (таможенное оформление и таможенный контроль производит отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможни).

У таможни в регионе деятельности отсутствуют пункты пропуска.

Кабардино-Балкарская таможня (2 категории). Регион деятельности таможни - Кабардино-Балкарская Республика. Штатная численность таможни составляет 146 ед., в том числе:

сотрудников - 49 ед., ФГГС - 79 ед., работников - 18 ед.

Таможня имеет в своем подчинении 1 таможенный пост Аэропорт Нальчик штатной численностью 16 ед. (сотрудников - 2 ед., ФГГС - 14 ед.).

Карачаево-Черкесская таможня (2 категории).

Регион деятельности таможни - Карачаево-Черкесская Республика. Штатная численность таможни составляет 131 ед., в том числе:

сотрудников - 42 ед., ФГГС - 68 ед., работников - 21 ед.

У таможни в регионе деятельности отсутствуют пункты пропуска.

Чеченская таможня создана приказом ГТК России от 26.04.2000 357 и с момента ее создания не осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль товаров (местом таможенного оформления товаров и транспортных средств, ввозимых в адрес органов исполнительной власти Чеченской Республики, определен Моздокский таможенный пост Северо-Осетинской таможни). Регионом деятельности Чеченской таможни является Чеченская республика. Местом нахождения Чеченской таможни определен город Моздок Республики Северная Осетия - Алания. Данное решение было обусловлено отсутствием условий для размещения должностных лиц таможенных органов на территории Чеченской республики. В настоящее время штатная численность Чеченской таможни составляет 48 штатных единиц, 40 % из которых составляют отдел таможенной охраны и оперативно-дежурный отдел.

У таможни в регионе деятельности отсутствуют пункты пропуска.

Миллеровская таможня создана в соответствии с приказом ГТК России от 30.08.95 ? 543 <О создании Миллеровской таможни>.

Регион деятельности таможни - районы Ростовской области: Боковский, Верхнедонской, Каменский, Кашарский, Миллеровский, Милютинский, Обливский, Советский, Тарасовский, Чертковский, Шолоховский. Города областного подчинения Ростовской области: Донецк, Каменск-Шахтинский (за исключением поселка городского типа Лиховского, подчиненного администрации г. Каменска-Шахтинского), Миллерово.

Помимо Миллеровской таможни в Ростовской области расположены еще 2 таможни - Ростовская и Таганрогская.

Таможня имеет в своем подчинении 5 таможенных постов.

Штатная численность таможни составляет 281 ед., в том числе: 99 ед. должностей сотрудников, 155 ед. - ФГГС, 27 ед. - работников.

Штатная численность таможенных постов составляет 101 ед. (10 ед. - сотрудников, 91 ед. - ФГГС), т.е. 35,9% общей штатной численности таможни.

Миллеровская таможня была создана путем преобразования Миллеровского таможенного поста, находившегося в подчинении Ростовской таможни. На протяжении последних трех лет таможня характеризуется незначительными показателями работы, а регионом ее деятельности является часть территории Ростовской области и, в свою очередь, 3 таможенных поста из 5 подчиненных таможне, являются пограничными (расположены в пунктах пропуска через государственную границу на российско-украинском участке).

Основные показатели деятельности Миллеровской таможни в соотношении с показателями деятельности Ростовской таможни составляют порядка 10%.

Оценивая такой фактор как удаленность создаваемых в ходе реорганизации таможенных постов от аппаратов таможен, в подчинение которым они переходят, следует отметить, что она не будет превышать расстояния, существующие в настоящее время в таможенных органах региона.

Предлагаемая реорганизация таможен не скажется на таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, так как в ходе реорганизации будет сокращаться численность административно-хозяйственных подразделений, а не подразделений таможенного оформления и таможенного контроля.

Данное решение позволит высвободить значительную численность, которая в свою очередь может быть перераспределена в таможенные органы, расположенные в Южном и других федеральных округах и имеющие наиболее высокие показатели деятельности.

Пресс-служба ФТС РФ 26.12.06