17.06.05

Таможенный контроль станет в радость

Интервью начальника Главного управления информационных технологий ФТС России Леонида Ухлинова журналу "Connect"

- Какие возможности предоставляют сегодня информационные системы для ФТС России?

Рассматривая информационную политику таможенной службы, прежде всего надо сказать, что Федеральная таможенная служба не является специализированной организацией по разработке информационных технологий. Мы создаем прикладные системы и применяем информационные технологии в наших конкретных информационно-управляющих комплексах.

Сегодня таможенная служба развивается очень динамично. И для того чтобы этот процесс шел планомерно, разрабатывается Концепция развития таможенной службы России до 2010 г, в рамках которой ведутся работы по четырем направлениям: развитию инфраструктуры таможенных органов, внедрению современных информационных технологий, подготовке кадров и созданию соответствующей нормативной базы. По аналогичным направлениям идет работа в таможенных службах всего мира Международный опыт доказывает, что без информационных технологи сделать таможенный контроль и таможенное оформление прозрачными и быстрыми невозможно.

Основной тезис нашей концепции осуществление таможенного контроля как сервиса для участников международной торговли. Сделать бесконтактными таможенное оформление и таможенный контроль, т. е. свести к минимуму прямое общение между участниками ВЭД и таможенниками, возможно в том случае, когда будут разнесены в пространстве и времени две компоненты груз или товар и сопроводительные документы. Обычно практика такова: документы перевозятся в машинах вместе с грузами. Сейчас наша задача получить документы в электронном виде, максимально быстро и отдельно от самих товаров, чтобы информация поступала в систему раньше, чем грузы начинают перемещаться. Это так называемый принцип предварительного информирования таможенных органов, основанный на том, что данные из товаросопроводительных документов, инвойсов и контрактов заносятся в таможенную информационную систему при формировании товарной партии. После обработки этих сведении и проверки их с использованием системы анализа и управления рисками вся необходимая для реализации таможенных процедур информация поступает на пограничные пункты пропуска и в таможню назначения. Транспорт с грузами, подъезжая к границе, предъявляет уже не сами документы, а некий идентификационный код, который выдается из таможенной информационной системы для данной товарной поставки. Инспектор, введя этот код, тут же получает из системы всю информацию о грузе и контролирует представленные документы и грузы практически в режиме зеленого коридора .

Раньше было иначе. На первом этапе автоматизации данные о грузе попадали в таможенную информационную систему только в пункте пропуска на границе. Сейчас мы стремимся наиболее полно использовать информационное взаимодействие таможенной системы с системами, которые находятся на месте формирования груза, например, логистическими или складскими, и тем самым максимально удалить человека от участия в этих процессах. Таким образом, информационная система станет помощником таможенника, инструментом выполнения таможенных процедур, во-первых, без личного контакта, во-вторых, абсолютно прозрачно, в-третьих, максимально быстро. Мы как информационные технологи должны обязательно учитывать эти три составляющие, оптимизируя информационные системы, повышая их производительность, быстродействие и эффективность.

При выполнении процедур таможенного оформления на первый план выходит электронное декларирование товаров и транспортных средств. На этом этапе также используется только электронная информация, которая находится в системе.

До 2004 г. мы проводили экспериментальные работы в области электронного декларирования, и только с 1 января 2004 г., т. е. с момента вступления в силу нового Таможенного кодекса, получили утвержденное законом право вести реальные внедрения. На сегодняшний день Таможенный кодекс полностью определяет возможность представления всех документов, которые используются для таможенного контроля, в электронной форме.

Конечно, пока не вся граница использует режим предварительного информирования. В настоящее время только 11 таможенных постов, находящихся в Москве и Санкт-Петербурге, работают по процедуре электронного декларирования. По нашим планам, до конца года такая форма работы буде т внедрена еще на 56 таможенных постах.

- Вы упомянули о системе анализа и управления рисками. По каким показателям осуществляется оценка, и какое место в этом процессе отводится информационной системе?

Действительно, помимо функций оформления информационные системы реализуют принцип анализа и управления рисками в таможенном деле. Из всевозможных баз данных, причем не только таможенных органов, но и налоговых, пограничных, миграционных служб, баз данных по сертификатам качества продукции и т. п., информация аккумулируется в единой базе и проходит через систему профилей рисков. Последние формируются в Центральном аппарате специальными аналитическими группами и, изданные в виде приказа, вводятся в информационные системы таможенных пунктов. Каждый профиль риска представляет собой описания обобщенных ситуаций, способных привести к нарушению таможенного законодательства.

Таким образом, каждая поставка рассматривается через систему условий и критериев и относится либо к нормальной, либо к рисковой. Если она попадает в так называемую зону риска, то информационная система выдает инспектору исчерпывающую инструкцию по действиям.

Мы приступили к формированию профилей рисков и созданию системы анализа и управления рисками в начале 2004 г., в настоящее время работа продолжается. Для нас это стратегическое направление. В течение двух-трех лет мы полностью сформируем систему по всем категориям товаров и для всех категорий таможенных органов: воздушных, морских, железнодорожных и автотранспортных.

Расскажите, пожалуйста, о ходе реализации проекта Модернизация информационной системы таможенных органов .

Сейчас ФТС России реализует специальный проект Модернизации информационной системы таможенных органов , рассчитанный до 2008 г. На стадии подготовки проекта мы привлекали к анализу решений и российских специалистов, и экспертов из Всемирной таможенной организации, и коллег из зарубежных таможенных служб. Финансирует проект Всемирный банк, поэтому естественно, что все наши планы проверяли его эксперты. Для нас очень важны международные опыт и всесторонняя экспертиза.

Реализация проекта началась в октябре 2003 г. Сегодня мы находимся в стадии активной проверки предварительных результатов. Отмечу, что проект не закупочный, а смысловой. Основное его содержание разработка интеллектуального наполнения информационной системы, создание новых баз данных, разработка программных средств на основе технологий анализа знаний и т. п. Проект состоит из трех частей: разработка новой нормативной базы по новым таможенным технологиям, раздела институционального развития, предполагающего, в том числе, изменения структуры таможенных органов за счет внедрения информационных технологий, модернизации самой информационной системы - это, кстати, самая большая часть проекта. Уже есть первые результаты, в рамках консультационных решений разработан ряд документов, касающихся новых принципов построения информационной системы.

И конечно, реализация проекта, создание баз данных, передача нормативно-справочной информации невозможны без развитой сетевой инфраструктуры. На сегодняшний день создана и функционирует ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть таможенных органов, объединяющая в единую систему все существующие таможенные объекты.

Главный научно-информационный вычислительный центр, расположенный в Москве, связан цифровыми каналами скоростью не ниже 2 Мбит/с с 7 региональными вычислительными центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке. Следующий территориальный уровень таможни, расположенные по федеральным округам, из которых 82% имеют выделенные цифровые каналы, соединяющие их с региональными ВЦ. Остальные пока работают по аналоговым каналам, но в ближайшее время тоже будут переведены на цифровую связь. К таможням подключаются таможенные посты, их сегодня около 690, примерно половина уже имеют цифровую связь.

И последний уровень - пункты пропуска на границе. Сейчас это самое слабое звено - лишь 27% из них оснащены цифровыми каналами. На текущий год нами поставлена задача - создать и расширить телекоммуникационную инфраструктуру пограничных пунктов пропуска. Уже до конца 2005 г. 86% пунктов пропуска будут охвачены цифровой связью. Северо-Западное, Центральное и Южное управления, т.е. практически вся европейская граница, будут на 100% покрыты связью. По Приволжью, Уралу, Сибири и Дальнему Востоку данный показатель пока ниже, но эти регионы уже стоят в планах на следующий год. Полностью всю границу мы закроем в течение этого и следующего года. Зачем это делается? По-моему, очевидно! Если не обеспечить предоставление информации на границу, ни о каком зеленом коридоре речи быть не может. Ведомственная связь, в том числе телефонная, - это задача номер один на сегодня. На текущий момент у ФТС есть своя телефонная сеть более 36 тыс. номеров в системе. Используя ведомственную сеть, можно позвонить, например, из Калининграда на Дальний Восток и провести всевозможные консультации, не платя при этом за междугородную связь.

Какие преимущества получают конечные пользователи физические и юридические лица - от внедрения информационных систем в таможенных службах на местах?

Все, что делает ФТС в области модернизации информационной системы, развития баз данных, предоставления информационных сервисов, необходимо как таможенным службам, так и участникам внешнеэкономической деятельности.

С момента вступления с силу нового Таможенного кодекса (1 января 2004 г.) мы установили, что максимальное время таможенного оформления не должно превышать трех суток (раньше до 10 суток). Уже сегодня 98% грузов оформляются в течение этого срока (92% в первый день), прежде всего благодаря использованию технологий, основанных на применении информационной системы. Когда мы даем инспектору возможность получать информацию в полном объеме практически одновременно с приходом груза. Ему необходимо произвести минимум действий по занесению этой информации в систему, при этом сокращаются временные затраты и таможенника, и участника ВЭД. Например, если раньше брокер готовил декларацию в течение 2 3 суток и больше, то сегодня таможенное оформление на тех пунктах, где внедрено электронное декларирование, занимает от 18 минут до 1 часа.

Внедрение системы анализа и управления рисками позволяет не производить фактический досмотр (включая выгрузку, вскрытие, погрузку и т. п.) каждой партии груза. По нашим планам, в 2008 г. досмотру будет подлежать не более 10% импортных и 8% экспортных грузов.

Таким образом, результаты есть, и они достаточно впечатляющие. При этом таможенная служба, сохраняя максимальную жесткость по отношению к нарушителям законодательства, должна создавать благоприятные условия для тех, кто выполняет все наши требования. Для тех, кто работает в белом секторе экономики, предоставляется возможность наиболее полно использовать зеленый коридор и таможенную очистку с колес , освободиться от стояния в очередях, в целом происходит упрощение таможенных процедур.

Какие мероприятия ведутся ФТС России в области интеграции с информационными системами стран СНГ и ЕС?

Время железного занавеса давно прошло. Сейчас Россия является участником различных союзов, таких как ЕврАзЭС, СНГ, союз с Беларусью, общее экономическое пространство. Поэтому ФТС постоянно работает в тесном контакте с коллегами из таможенных служб ближнего и дальнего зарубежья. Подчеркну, интеграционные процессы в области таможеного дела наиболее активно развивающееся сегодня направление.

Сейчас в рамках ЕврАзЭС на уровне экспертов по информатизации таможенного контроля достигнуты договоренности о создании единой автоматизированной системы контроля таможенного транзита, что дает возможность контролировать поставки через территорию пяти государств, практически от Тихого океана до Атлантики. Начаты работы по интеграции с автоматизированной системой таможенного транзита Евросоюза (New Computerized Transit System, NCTS), это первый опыт интеграции нашей информационной системы с европейскими системами. Как известно, наши ближайшие соседи, в том числе государства Прибалтики, вошли в Евросоюз, поэтому от нас требуется оформлять грузы, перемещаемые из Калининграда в другие регионы России, по правилам Евросоюза. Здесь также реализована система предварительного информирования.

Активно идет процесс обмена информацией с коллегами из таможенных служб Финляндии, Швеции, Украины, Казахстана, ведутся работы по получению информации из Китая. Продолжается эксперимент на Дальнем Востоке по предоставлению информации из портов США. Российская таможня передает информацию в Японию при оформлении экспорта морепродуктов.

Таким образом, можно говорить о постоянном и регулярном информационном обмене. По мере развития технологий, как у нас, так и у наших партнеров, этот процесс будет углубляться и расширяться.

Расскажите подробнее об идее концепции будущей информационной системы, разрабатываемой совместно с корпорацией IBM.

Сейчас идет активная дискуссия внутри таможенной службы, с привлечением экспертов и представителей заинтересованных деловых кругов об архитектуре будущей системы. На наш взгляд, оптимальной является зональная архитектура с единой центральной базой данных и региональными ВЦ, которые охватят региональные таможенные управления. При этом таможенное управление в каждом регионе должно работать максимально автономно. То есть при выходе из строя канала связи с центральной базой данных, либо самой центральной базы, оформление грузов, поступающих на территорию России, не должно остановиться. Полностью централизованная схема не дает гарантий надежности, однако все вычислительные центры составляют единое информационное пространство. В этом случае каждый инспектор должен получить максимально точную, полную, достоверную и оперативную информацию из базы данных любого регионального ВЦ. Таков принцип одного окна в таможенной службе в любой таможне вносится информация, которая сразу попадает в центральную базу данных и доступна всем остальным.

Концепция будущей информационной системы рассматривается как набор правил построения программно-аппаратной платформы, оптимального соотношения программных и аппаратных средств, телекоммуникаций и ручных операций и т.п.

Вот такая идет работа, и здесь у нас много помощников Российская компания IBS в кооперации с IBM являются разработчиками концепции, поскольку обладают опытом создания подобных информационных систем. Недавно корпорация IBM закончила аналогичный проект для таможенной службы США, где проводила модернизацию всей информационной системы. Сотрудничает ФТС и с другими крупными компаниями, например, Microsoft, Oracle, SAP, с корпорациями Cisco Systems, HP, с большинством известных российских компании - АиТеко , Крок , АйТи , Крафтвей , Кросна и др. В кооперацию разработчиков информационных систем для ФТС России входят более 40 компаний.

Какие автоматизированные системы функционируют сейчас в таможенных органах России? С какими системами других министерств и ведомств они интегрированы?

В настоящее время в ФТС функционирует 63 комплекса программных средств, функционально объединенных в информационные системы и связанных между собой. Расскажу об основных из них.

Система мониторинга таможенной деятельности внедрена в 2002 г. Сейчас к ней подключено более 5,5 тыс пользователей по всей территории РФ. Система позволяет не только видеть в реальном времени информацию о грузе, который оформляется в любой точке РФ, но и определять, какой инспектор его оформляет, какие параметры в данный момент введены, какой идет этап оформления и т.д. Данная система применяется и нашими коллегами из Министерства экономического развития и торговли, его сотрудники, связанные с таможенной деятельностью, могут получить любую справку об оформлении грузов на территории РФ.

Второй важный комплекс система контроля таможенной стоимости. Первое, что необходимо при оформлении груза, - определить таможенную стоимость. Данная система позволяет вести реестры по оформлению тех или иных товаров в разных регионах и сравнивать региональные цены, цены эталонные и публикуемые в каталогах и т.д. С помощью этой системы осуществляется контроль правильности определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей.

Третья система комплексная система таможенного оформления автоматизированная информационная система таможни (АИСТ). Она охватывает таможню и подчиненные таможенные посты. С ней работает каждый инспектор выполняющий функции таможенного оформления и контроля на всех этапах от момента поступления документов на таможенный пост и до проведения операции регистрации декларации и выпуска груза.

Сейчас наша задача состоит в том, чтобы из множества вертикальных информационных систем создать единую автоматизированную информационную систему таможенного контроля. К 2008 г. мы должны преобразовать 63 комплекса в единую систему, связанную как по горизонтали, так и по вертикали.

Что касается информационного взаимодействия с другими органами исполнительной власти то у нас заключены 23 соглашения об обмене информацией. Все они выполняются на уровне центральной базы данных. В то же время уже сегодня есть необходимость перейти к взаимодействию с информационными ресурсами других министерств и ведомств в режиме online, особенно с нашими коллегами из Федеральной налоговой службы.

журнал Connect