Таможенники обещают разгрузить границу
В ближайшее время пропускная способность на южном участке российско-украинской границы будет восстановлена. Об этом "РГ" сообщили в Федеральной таможенной службе. Заторы, в которых скопилось более 300 грузовиков, образовались в связи с отменой накануне, 28 октября 2013 года на юге России (Южная таможня) процедуры транзита по так называемым книжкам международных дорожных перевозчиков (МДП).В ФТС напомнили, что режим "игнорирования" книжек введен практически по всей России за исключением Северо-Западного и Центрального направления, а также на воздушных таможнях. Между тем остался месяц до 1 декабря 2013 года, когда книжки МДП перестанут принимать и здесь - в самых загруженных по традиции пунктах пропуска.
В ФТС призывают иностранных перевозчиков и владельцев грузов подготовиться к этой ситуации и запастись альтернативными книжкам международного образца, гарантиями и документами.
О переменах российские таможенники предупреждали иностранных перевозчиков еще полгода назад. Причиной стал финансовый конфликт ФТС с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая задолжала, по мнению ФТС, российскому бюджету свыше 20 миллиардов рублей. Но она отказывается этот долг признавать, апеллируя к различным международным инстанциям.
Это противостояние в итоге не могло не отразиться на транзитных перевозках через Россию иностранных грузов. ФТС сейчас настаивает на введении дополнительных мер обеспечения транзита. И намерено расторгнуть соглашение 2002 года о сотрудничестве между Государственным таможенным комитетом России, АСМАП и Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), основанном на старом таможенном законодательстве. По мнению таможенников, роль АСМАП при современных суперэлектронных технологиях, которые развивает российская таможня, по сути, изжила себя. О том, что нормы международной конвенции 1975 года требуют корректив, давно идет речь и в Международном союзе автомобильного транспорта (МСАТ).
Несмотря на громкое освещение в течение нескольких месяцев этого конфликта в российских и иностранных СМИ и предупреждений российской таможни о нововведениях, не все участники внешнеэкономической деятельности (и в первую очередь, перевозчики) озаботились изменениями правил транзитных перевозок.
В результате, поясняют в ФТС, сейчас на автомобильных пунктах пропуска российско-украинской границы (МАПП Новошахтинск Ростовской таможни, МАПП Весело-Вознесенка Таганрогской таможни) - скопилась очередь из фур.
В ФТС недоумевают, почему АСМАП, зная о нововведениях, не предупреждает тех, кому продает недействующие в России книжки МДП. На момент введения новых требований многие иностранные перевозчики, оформив эти книжки в странах отправления, уже находились в пути и, прибыв в пункты пропуска, не смогли предоставить обеспечение на границе при оформлении транзита. Именно эти "первые" машины создали затор. А более информированные и подготовленные к новой процедуре транзита водители просто физически не имеют возможности продвинуться вперед.
"Главные усилия таможенников сейчас направлены именно на то, чтобы ликвидировать образовавшиеся пробки перед пунктами пропуска и обеспечить скорейшее оформление таможенной процедуры таможенного транзита", - говорят на таможнях.
Как альтернативный вариант перевозчикам в пунктах пропуска сейчас предлагают проследовать на расположенные вблизи границы таможенно-логистические терминалы. Например, на Брянскую таможню, где книжки МДП пока действуют.
По новым правилам, соблюдение в России таможенного транзита должны обеспечивать денежные средства, банковские гарантии или поручительства третьих лиц. В качестве поручителей при таможенном транзите были привлечены ООО "Страховая компания Арсеналъ", ООО "Адал", ФГУП "Ростэк", ООО "Таможенная карта", ООО "Мультисервисные платежные системы".
Тем временем
Ситуация на контрольно-пропускных пунктах для автомобилей на российско-украинской границе пока все еще продолжает оставаться непростой. Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на оперативного дежурного Таганрогской таможни, на посту "Весело-Вознесенка" с обеих сторон границы и на нейтральной территории простаивают 170 большегрузных автомобилей. А на посту "Матвеев курган" скопились около 60 фур. "Это большая очередь", - цитирует оперативного дежурного информагентство.
Российская газета