16.04.09

Таможенники ломают "внутренние перегородки"

1 января 2010 года - запланированная дата вхождения Беларуси и России в единое таможенное пространство. Собственно, подготовка к этому событию длится уже без малого 13 лет. Сегодня таможенники обеих стран в один голос заявляют, что за оставшиеся 8 месяцев готовы выполнить свою часть работы, остались последние "технические" вопросы. Именно их решению была посвящена очередная коллегия Таможенного комитета Союзного государства, прошедшая в белорусском городе Речица 10 апреля. Цель таких встреч - создание реального таможенного союза. Ключевое слово здесь - "реальный". Его с нажимом произносили и белорусские, и российские участники встречи. 13 лет - немалый срок, но до сих пор пограничные формальности занимают серьезное место во внутренней жизни Союзного государства.

- Процедура межведомственных согласований оказалась серьезней, чем мы ожидали, - заметил председатель Таможенного комитета Союзного государства, руководитель российской Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов.

Глава ФТС особо упомянул: в самом понятии "таможенный союз" лишь процентов 10-15 вопросов относятся к компетенции собственно таможни. Остальное находится в ведении других ведомств - финансовых, транспортных, милицейских, санитарных и так далее. На этом уровне сегодня идет не менее интенсивное "согласование позиций" - от тонкостей фитосанитарного контроля до нагрузки на автомобильную ось. Смысл происходящего - перенос всех видов контроля на внешние границы Союзного государства.

В Речице коллеги из Беларуси и России продолжили формировать единые подходы к организации таможенного контроля, согласовывали детали информационного взаимодействия, внедрение технологий, которые упростили бы транзит грузов. В частности, готовится к запуску компьютерная система предварительного обмена информацией между таможнями. Председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский вкратце обрисовал, как после ее внедрения изменится жизнь перевозчиков:

- Вместо 40 минут, которые затрачиваются на прохождение транспортного средства через таможенную границу, этот процесс будет занимать от 5 до 10 минут. При этом электронная информация о товарах, пересекающих внешнюю границу Союзного государства, в реальном времени поступает на пульт информационного центра российской таможни, что позволяет контролировать перемещение груза. Помимо прочего, это позволит работать прозрачно и не в ущерб друг другу.

Таможенники говорят, что по всем вопросам, входившим в повестку дня, достигнуто взаимопонимание - где-то это компромисс, где-то полное единодушие. Между тем двусторонний формат таких встреч может вскоре уйти в прошлое. Одной из особенностей этой коллегии стало присутствие на ней представителей Комитета таможенного контроля Казахстана - пока в качестве наблюдателей. Интерес Астаны понятен - там тоже надеются увеличить товарооборот за счет упразднения лишних препятствий. Председатель Комитета таможенного контроля Республики Казахстан Козы-Корпеш Карбузов за работой белорусских и украинских коллег наблюдал с большим интересом:

- Мы будем изучать материалы Таможенного комитета Союзного государства, перенимать опыт. В наших интересах унификация контроля, упрощение контактов.

И все же, по мнению заместителя Госсекретаря Союзного государства Василия Хрола, при всей продуктивности и конструктивности сотрудничества таможенников Беларуси и России есть объективные сдерживающие факторы.

- Решения, принятые на уровне таможенных служб, - отметил он, - должны быть согласованы с другими ведомствами, взвешены и экономически интересны обеим сторонам. И процесс этого взвешивания зачастую занимает много времени. Возникают замечания то с одной, то с другой стороны, эксперты доказывают друг другу обоснованность своих доводов...

Как бы то ни было, до контрольной даты осталось не так уж много времени. К 1 января лишние "внутренние перегородки" должны исчезнуть.

"Союз. Беларусь-Россия" №402 от 16 апреля 2009 г.