Так запретили конструкторы или нет?
Очередной всплеск эмоций по поводу темы правого руля вызвала газета Новые известия и перепечатавший ее статью РБК ( Лего для взрослых, или В России наносят очередной удар по иномаркам с правым рулем ).
За провокационным заголовком ничего нового не скрывается. В самой статье всего лишь рассказывается о решении Верховного суда двухнедельной давности, запретившего собирать и регистрировать автомобили, ввезенные в виде запчастей.
Однако тема в очередной раз вызвала большой общественный резонанс, поэтому AUTO.VL.RU считает необходимым дать свои комментарии по этому вопросу.
Итак, что же именно запретил Верховный суд в конце марта?
В связи с тем, что таможенные пошлины растут с завидным постоянством, в отличие от доходов населения, теперь стало популярным приобретение автомобилей за рубежом и оформление их на "старые" документы, оставшиеся от машин, ввезенных ранее, но уже не эксплуатирующихся по тем или иным причинам.
Отдельно ввозятся кузов и двигатель автомобиля, и в ГИБДД это оформляется как последовательная замена агрегатов на старый автомобиль. Эта схема юридически легальна, что гарантируется автовладельцу Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ и Приказом МВД 59, разрешающем замену узлов и агрегатов с соответствующей сертификацией уполномоченных институтов НАМИ.
Именно по этой схеме в Россию ввозятся так называемые конструкторы . При этом пошлина платится не за автомобиль, а за ввоз запчастей, что позволяет сэкономить определенную сумму.
Подробно об этой схеме можно почитать в разделе Автомобили под документы на сайте AUTO.VL.RU: http://www.auto.vl.ru/pts/
Однако до недавнего времени существовала и другая схема сбора автомобилей, ввезенных под видом запчастей. По этой схеме автомобиль также привозился как кузов и двигатель, но вообще без каких-либо документов. Естественно, регистрация такого автомобиля по закону запрещена. Однако можно было подать жалобу на отказ в регистрации в суд, выиграть дело и зарегистрировать автомобиль по решению суда как самособранный . В таком случае в ПТС в графе наименование пишется не название модели автомобиля, а иные самособранные .
Вот именно регистрация этих иных самособранных и была запрещена решением Верховного Суда.
Стоит отметить, что по такой схеме ввозилось крайне мало автомобилей, потому что она практиковалась только в нескольких регионах страны, например, в Алтайском крае. В большинстве регионов, в том числе и в Приморье, данная схема не работала, потому что суды отказывались принимать заявления на принудительную регистрацию самособранных автомобилей.
К сожалению, журналисты, не вникая в суть вопроса, неосознанно дезинформируют читателя фразами вроде Верховный суд России сумел перекрыть один из самых массовых каналов импорта праворульных автомобилей .
Ну а ввоз классических конструкторов пока остается без изменений. Конечно, можно долго спорить о правомочности подобных схем и надежности отверточной сборки , но, как уже было сказано выше, это делается не от хорошей жизни. Когда пошлины на иномарки постоянно и неоправданно растут, нет ничего удивительного в том, что придумываются обходные схемы ввоза иномарок.
Настораживают только очередные попытки правительства задушить конкуренцию со стороны дешевых иномарок в России, в том числе и осторожные заявления чиновников о рассмотрении вопросов о правом руле . Похоже, российский автопром, которому не очень-то помогают таможенные припарки , не спешит вести честную борьбу за автомобильный рынок страны.
AUTO.VL.RU 13.04.05