Суд амнистировал нерастаможенные иномарки
Конституционный суд запретил гаишникам отбирать документы на неправильно растаможенные автомобили, если их владельцы не знали о нарушениях. Однако общая база подобного знания появится в России еще не скоро.
Конституционный суд России оправдал четырех автовладельцев, у которых сотрудники ГИБДД отобрали техпаспорта на нерастаможенные машины. Суд постановил, что представители МВД были не вправе изымать документы у добросовестных покупателей иномарок. Слово “добросовестные” имеет ключевое значение – люди не знали и не могли знать о том, что не имеют права эксплуатировать свои транспортные средства.
Речь идет о делах четырех граждан из Московской и Самарской области, а также Татарстана и Башкирии, владевших нерастаможенными иномарками. Истории, произошедшие с автолюбителями, однотипны. Все они купили машины, поставили их на учет в ГИБДД, а после этого свидетельства о регистрации ТС были аннулированы судебными инстанциями и Госавтоинспекцией. Например, одна из действующих лиц, Эльмира Хисамиева, купившая в январе 2000 года Toyota Land Cruiser Prado, узнала о проблемах со своим автомобилем лишь в августе 2003 года, когда захотела снять Toyota с учета для продажи. Как сообщили хозяйке, машина не прошла таможенное оформление и вообще находилась в федеральном розыске.
При вынесении вердиктов суды руководствовались 15 статьей Таможенного кодекса, которая устанавливает запрет на пользование и распоряжение транспортными средствами до завершения их таможенного оформления. Таким образом, приобретение права собственности на нерастаможенное ТС не является поводом для регистрации в ГИБДД и разрешения эксплуатации. Также суды указали, что заявителю могут выдать соответствующие документы после прохождения таможенного оформления, включая, разумеется, уплату таможенных платежей.
Теперь же, в соответствие вердиктом Конституционного суда, добропорядочный гражданин не должен нести какую-либо ответственность. Кроме того, таможне теперь придется еще и доказать в судебном порядке, что хозяин автомобиля знал или должен был знать о том, что его средство транспорта колесит по стране нелегально. При этом в сообщении суда указывается, что даже в последнем случае автолюбитель может добиваться компенсации от продавца машины.
“Любой добропорядочный приобретатель не должен нести ответственность в случае, если он не знал о том, что машина не растаможена”, – соглашается с решением суда Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов “Свобода выбора”. Он отмечает, что груз вины должен пасть на таможню, выдающую “левые” паспорта транспортных средств, и ГИБДД, которая ставит на учет нелегальные машины. При этом Лысаков напоминает, что если приобретатель был в курсе (например, ему везли машину под заказ), то ему, как участнику криминальной цепочки, может “светить” уголовная ответственность.
Напомним, что Конституционный суд еще в 2001 году издал постановление, запрещающее отбирать нерастаможенные машины у эксплуатирующих их владельцев. Однако это решение противоречило Таможенному кодексу 2003 года, в котором присутствовал запрет на эксплуатацию незаконно ввезенных авто. Вердикт КС стоит выше других законодательных актов. Тем не менее, сотрудники ГИБДД все равно забирали у владельцев документы на нерастаможенные авто.
Опыт Запада
Ситуация, когда нерастаможенные автомобили регулярно ставятся на учет, ненормальна. И причины этого явления следует искать в самом российском рынке секонд-хэнда, считает Вячеслав Лысаков. В беседе с корреспондентом GZT.RU правозащитник подчеркнул, что отечественный рынок бэушных машин непрозрачен, криминализирован и уведен в тень. Скручивание одометров (занижение показаний пробега) с целью более выгодной продажи в нашей стране – распространенная практика. В Штатах за это предусмотрена уголовная ответственность, а подобными правонарушениями занимается даже не полиция, а ФБР.
У нас и в Америке автомобили продаются по-разному. Лысаков напоминает, что в Штатах действуют аукционы с зарегистрированными участниками. Поступления от продаж направляются в бюджет. К примеру, значительная часть бюджета Канады формируется именно благодаря продажам подержанных автомобилей на аукционах. В России же людям продают битые, крашеные машины, иногда собранные из нескольких. При этом их предыдущая судьба часто неизвестна. Государство смотрит на все происходящее "сквозь пальцы", деньги от продаж подержанных машин утекают мимо бюджета. Лысаков обращает внимание на то, что в России отсутствует организационный и законодательный фундамент, который мог бы привести рынок подержанных машин к цивилизованному виду.
В Америке покупатель может с легкостью узнать полную историю автомобиля через базы оперативной и доступной информации Carfax и Autocheck. “У силовых ведомств есть своя база данных, но она недоступна обычным пользователям”, – говорит Лысаков. При этом, правозащитник отметил, что если они будут обнародованы, то сразу станет известно о многих “скелетах в шкафу”. Пока что единой базы по образцу Carfax и Autocheck в России нет.
Газета Gzt.Ru ; 30.07.09