Список беспошлинного оборудования будет расширен
ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ пошлины - один из важнейших инструментов
регулирования внешней торговли. Для России он приобретает сегодня особое
значение. Страна решительно намерена изменить структуру своего экспорта:
вступив в ВТО, еще глубже интегрироваться в мировое разделение труда.
О
проблемах, возникающих на этом пути, корреспонденту Прайм-ТАСС
рассказывает заместитель директора Департамента торговых переговоров
минэкономразвития Андрей КУШНИРЕНКО.
- Как вы оцениваете точку зрения некоторых экспертов, что длительный
переговорный процесс по присоединению к ВТО сдерживает развитие
внешнеэкономических связей России, так как требуется держать тарифы на
высоком уровне?
- В некотором смысле это действительно так. Сейчас средневзвешенная
ставка импортного тарифа в России составляет 10,5-11 процентов. Но в то же
время процесс корректировки пошлин в России не прекращался никогда.
Самый
яркий пример - это отмена пошлин на технологическое оборудование.
- Планируется ли установление сезонных пошлин на нефтепродукты?
Возможны ли изменения в системе установления экспортных пошлин на
нефтепродукты, в частности, одновременное введение пошлин на нефть и
нефтепродукты?
- Идея о введении сезонных экспортных пошлин на нефтепродукты
неоднократно высказывалась ФАСом, но пока не нашла поддержки в других
министерствах и ведомствах по ряду причин. Учитывая географические
особенности страны, в первую очередь надо определиться, что такое сезон в
России. Диапазон отопительного сезона, посевных и уборочных работ очень
широк. Например, на юге страны уже начинается посевная, а на Камчатке еще
продолжается отопительный сезон. И, во-вторых, что может помешать нефтяным
компаниям заранее подготовиться к введению повышенных сезонных пошлин,
например, минимизировав потоки нефтепродуктов и увеличив вывоз нефти?
Что касается изменения в системе установления экспортных пошлин на
нефтепродукты, то пока никаких конкретных планов нет, хотя они возможны.
Изменение системы потребует внесения поправок в действующее
законодательство. Необязательно, в принципе, и одновременное введение
пошлин на нефть и нефтепродукты. Несмотря на то, что экспортные пошлины на
нефтепродукты вводятся с некоторым запозданием, чем на нефть, в годовом
исчислении общий объем платежей выравнивается.
- Будут ли отменены импортные пошлины на нефтепродукты? Есть ли
расчеты экономической эффективности этой меры?
- Мысли на этот счет время от времени возникают. Но особая
экономическая эффективность такой меры не очень просматривается, потому
что, во-первых, импортная пошлина на нефтепродукты составляет всего 5
процентов, и она не является регулирующей и фискально обременительной.
Во-вторых, существует такое понятие, как определенная зависимость между
расположением НПЗ и экономической эффективностью поставок нефтепродуктов,
которые на нем вырабатываются, - это порядка 900-1200 километров. На таком
расстоянии от России только заводы в Белоруссии, Украине, Финляндии.
В середине 90-х годов, при всплеске внутренних цен, в северо-западные
регионы России поставлялся бензин из Финляндии. Но с учетом структуры
российского рынка нефтепродуктов, которая не очень допускает конкуренцию,
эти поставки очень быстро прекратились.
- Какие изменения предполагается ввести в отношении "лесного"
экспорта?
- Еще осенью 2005 года межведомственная комиссия по защитным мерам во
внешней торговле и таможенно-тарифной политике одобрила план поэтапного
увеличения экспортных пошлин на необработанную древесину. В частности, с
31 мая 2006 года произойдет увеличение специфической ставки вывозной
пошлины на лес-кругляк с 2,5 до 4 евро за кубометр при сохранении
адвалорной составляющей в 6,5 процента. А с 1 июля 2007 года
предполагается дальнейшее увеличение ставки вывозной таможенной пошлины до
10 процентов от таможенной стоимости, но не менее 6 евро за 1 кубометр на
некоторые виды необработанных лесоматериалов, в том числе на березовое
сырье, кроме балансов березовых и хвойных пород. Все эти меры направлены
на стимулирование переработки древесины на территории России и сокращение
вывоза необработанной древесины за рубеж.
В то же время увеличение экспортных пошлин на необработанную
древесину должно быть только одним из элементов плана по изменению
структуры российского "лесного" экспорта. Основная цель - это повысить
роль в этом экспорте не сырья, а продуктов переработки и уже готовой
продукции. И здесь строительство "забора" на пути экспорта сырья - только
один из элементов процесса и далеко не самый важный. Нужно максимальным
образом стимулировать производство полуфабрикатов и готовой продукции,
таких как паркет, вагонка, бумага, картон, лишь немного придерживая
экспорт. Как показывает статистика, в России вырубается лишь около 40
процентов леса, разрешенного к вырубке. А это означает, что развитие
производства полуфабрикатов и готовой продукции сдерживается не нехваткой
сырья, а недостатком экономических стимулов для развития производства
продукции с более высокой степенью переработки, с более высокой степенью
добавленной стоимости.
Кроме того, нельзя не учитывать и те обязательства, которые берет на
себя Россия в рамках переговорного процесса о присоединении к ВТО, которые
предусматривают определенные ограничения, хотя и не слишком большие, в
отношении пошлин.
- Будет ли пересматриваться формула определения импортных пошлин на
сахар-сырец?
- Скорее всего, да. Хотя пока еще не определено, как это сделать.
Значительное повышение цен на сахар-сырец непосредственным образом связано
с высокими ценами на нефть, так как сахарный тростник является одним из
важных источников сырья для альтернативного моторного топлива - этанола,
который становится все более популярным в мире. С учетом возросшего спроса
и ограниченности площадей засева сахарного тростника цены на сахар-сырец,
которые раньше варьировались в диапазоне от 100 до 300 долларов за тонну,
сейчас составляют 400-480 долларов, чего не было никогда. Очевидно, что
высокий уровень цен на сахар-сырец - это долгосрочная тенденция, которая
потребует изменений в методах регулирования импорта этого товара.
Используемая сейчас в России шкала установления импортных пошлин на
сахар-сырец была основана на прежних ценовых параметрах. Шкала позволяла
поддерживать уровень цен на поставляемый в Россию сахар-сырец с учетом
уплаты пошлин в пределах 350-370 долларов за тонну. Последняя ступенька
этой шкалы была рассчитана на цену выше 200 долларов, и пошлина при таком
уровне цены составляет минимум 140 долларов за тонну. Сейчас же, в
условиях нового ценового коридора на сахар-сырец, для сдерживания роста
цен на сахар в России можно было бы резко уменьшить ставку этой пошлины.
- Будет ли продолжаться процесс по снижению или отмене ввозных пошлин
на технологическое оборудование?
- Да, будет. Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней
торговле и таможенно-тарифной политике было поручено продолжить и
интенсифицировать работу по подготовке новых предложений по дальнейшему
снижению и отмене ввозных пошлин на технологическое оборудование.
В настоящее время решения о корректировке и отмене пошлин приняты по
значительному перечню оборудования - порядка 750 позиций. С 29 апреля
вступит в силу постановление правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 168,
предусматривающее "обнуление" пошлин. Срок действия этих пошлин рассчитан
на 9 месяцев. Но, скорее всего, этот срок будет продлен или нулевые ставки
пошлин будут введены на постоянной основе. Решение о временном сроке
введения пошлин в большинстве случаев - формальная причина. В рамках
ЕврАзЭС мы должны согласовывать решения с нашими партерами, в частности, с
Белоруссией и Казахстаном. В данном случае решение об отмене пошлин на
ввоз оборудования, по всей видимости, будет согласовано, так как
Белоруссия и Казахстан уже имеют нулевые ставки, вопрос будет заключаться
только в согласовании перечня. В то же время нельзя не учитывать, что
такие фундаментальные решения иногда чреваты непрогнозируемыми
последствиями. 9 месяцев необходимы для анализа эффективности применения
нулевых ставок, выявления и исправления возможных ошибок. Не исключено,
что список может быть немного расширен или, наоборот, сужен.
В настоящее время осталось еще около 400 позиций, пошлины на которые
могут быть изменены. При этом, возможно, уже можно делать упор не только
на технологическое оборудование, а, например, на элементную базу.
- Будет ли расширен перечень автокомпонентов, импортируемых в Россию
по льготным таможенным ставкам на условиях промсборки? Попадут ли в него
компоненты, предназначенные для производства узлов и агрегатов, а также
интерьера автомобилей?
- Такая работа в настоящее время ведется Союзом автопроизводителей
совместно с минпромэнерго.
Российская газета