Специальные упрощенные процедуры: что нужно знать участнику ВЭД?
С момента введения в действие новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации в 2004 году, статьей 68 в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации отдельными участниками ВЭД, предусмотрена возможность применения специальных упрощенных процедур (СУП) таможенного оформления. Эти положения Кодекса направлены, в первую очередь, на увеличение товарооборота, сокращения сроков таможенного оформления, увеличения поступления таможенных платежей, наращивания инвестиций в экономику региона и страны.
Однако в 2003 году специальные таможенные процедуры еще не применялись, так как отсутствовал порядок, регламентирующий их применение. Тем не менее ЦТУ были
спланированы мероприятия, направленные на разъяснение и популяризацию применения СУП среди участников ВЭД.
Так, был проведен мониторинг и анализ деятельности участников ВЭД на предмет выявления предприятий и организаций, в отношении которых в
соответствии со статьей 68 ТК РФ могут быть применены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления и таможенного контроля.
С учетом положений Кодекса управлением были изданы приказы, направленные на содействие участникам ВЭД в применении на практике упрощенного порядка декларирования. В соответствии с данными приказами проводились мероприятия по разъяснению и популяризации СУП, а также собеседования с участниками ВЭД как
в таможнях, так и на уровне управления. По итогам работы был составлен перечень из 347 участников ВЭД, которые, по мнению таможенных органов,
могут применять СУП.
В развитие вышеуказанной статьи ТК РФ был издан приказ Минэкономразвития от 27.01.2005 г. № 9, которым был утвержден Порядок установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц. С введением в действие данного документа появилась реальная нормативно-правовая база для расширения практики применения СУП. Этот приказ определяет три основополагающих фактора, позволяющих ФТС России устанавливать специальные упрощенные
процедуры в соответствии со статьей 68 ТК РФ. В нем дан перечень таких процедур, определены необходимые документы и сведения, которые должны представить лица, претендующие на установление упрощенных процедур, а также определен порядок ведения системы учета коммерческой
документации, обязательной в случае применения специальных упрощенных процедур.
Каким условиям должен соответствовать заявитель? Первое и самое важное – это должно быть лицо, которое осуществляет ввоз товаров на таможенную территорию
РФ и, исходя из требований законодательства, имеет право выступать в качестве декларанта. Кроме этого, заявитель должен иметь трехлетний стаж
внешнеэкономической деятельности на российском рынке. Этот критерий вызывал немало споров, однако изменения в законодательство внесены не были. Именно трехлетний опыт добросовестной работы на российском рынке считается достаточной гарантией для того, чтобы рассмотреть вопрос об установлении упрощенных процедур.
Соответственно, ФТС России проверяет заявленные данные, исходя из информации, содержащейся в базе ГТД, смотрит, когда и какие объемы товаров
лицо ввозило в период трехлетней деятельности.
Следует отметить, что если организация в течение трех лет поменяла юридическое лицо (т.е. была реорганизована), то она, к сожалению, не может рассчитывать на применение норм статьи 68 ТК РФ. Согласно букве закона придется подождать, пока не пройдут три года со времени регистрации нового юридического лица.
Следующее условие: организация на момент подачи заявления об установлении специальных упрощенных процедур не должна иметь вступивших в силу и неисполненных
постановлений по ряду статей кодекса об административных правонарушениях, связанных с недекларированием, недостоверным декларированием, непредставлением отчетности для таможенных органов, недоставкой товаров, и не должна считаться подвергнутой административному наказанию по тем же статьям. Это значит, что должен пройти год после того, как организация исполнила постановление, например, уплатила штраф за то или иное нарушение.
И последнее условие: организация должна дать обязательство о ведении системы учета коммерческой документации в соответствии с теми требованиями, которые содержатся в приказе Минэкономразвития. Таким образом, тот, кто хочет воспользоваться нормой статьи 68, должен прежде всего оценить собственные возможности и убедиться, что соответствует предъявляемым условиям. Приказ Минэкономразвития предусматривает четыре процедуры, которые могут быть установлены в соответствии со статьей 68 ТК РФ:
– временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе (складах) Заявителя;
– выпуск товаров до подачи таможенной декларации;
– предварительное декларирование товаров с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации;
– декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) Заявителя, с подачей периодической таможенной декларации.
Таким образом, если таможенные процедуры подпадают под описание вышеуказанных процедур, то для их применения в отношении конкретного лица требуется издание распоряжения ФТС России об установлении специальных упрощенных процедур таможенного оформления.
Первая процедура – временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе (складах) Заявителя – на настоящий момент наиболее востребованная процедура, позволяющая исключить расходы участника ВЭД, связанные с хранением товаров на СВХ.
В соответствии с данной процедурой временное хранение товаров осуществляется на складах Заявителя без уплаты таможенных пошлин, налогов и
без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до их помещения под иную таможенную процедуру.
При этом временное хранение товаров может осуществляться на складах (складе) Заявителя, находящихся в регионе деятельности одного таможенного поста, либо на складах Заявителя, находящихся в регионе деятельности разных таможенных постов одной таможни.
Данная процедура может применяться, если:
а) заявитель владеет складскими помещениями и (или) находящимися на его производственной территории открытыми площадками, предназначенными для хранения товаров, которые расположены в регионе деятельности одной таможни (одного таможенного поста);
б) заявителем может быть обеспечена сохранность товаров;
в) имеется возможность проведения в отношении товаров таможенного контроля, включая таможенный досмотр (таможенный осмотр) товаров;
г) на складе Заявителя не будут храниться иностранные товары, принадлежащие другим лицам;
д) по требованию таможенного органа предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 31 ТК РФ.
Таким образом, данной упрощенной процедурой предоставляется возможность осуществлять временное хранение товаров на складе (складах) предприятия без включения его в Реестр владельцев СВХ, что позволяет избежать затрат, связанных с обустройством складов, оборудованием по контролю радиоактивных материалов
и рентгеновскими установками.
Выпуск товаров до подачи таможенной декларации – это тоже широко используемая процедура, предусмотренная статьей 150 ТК РФ. Смысл ее состоит в том, что таможня выпускает товары до момента их декларирования.
Выпуск осуществляется на основании представленных документов, позволяющих идентифицировать товар. Это могут быть коммерческие и транспортные документы, спецификации.
Выпуск товаров до подачи таможенной декларации может осуществляться как при уплате платежей, так и при условии обеспечения их уплаты. Необходимо только
принимать во внимание, что если платежи не уплачены, то товар не может попасть в экономический оборот. Предоставление обеспечения уплаты таможенных
платежей не меняет иностранный статус товара и он не может быть использован на российском рынке.
Данная процедура может применяться, если в отношении выпускаемых товаров:
а) представлены определенные распоряжением ФТС России об установлении СУП документы (транспортные (перевозочные), коммерческие и другие документы), в которых содержатся сведения, позволяющие идентифицировать выпускаемые товары и произвести контроль правильности исчисления сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров либо определения размера обеспечения уплаты таможенных платежей;
б) представлены документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
в) уплачены таможенные платежи или обеспечена их уплата в соответствии с главой 31 Кодекса;
г) представлено письменное обязательство Заявителя о представлении таможенной декларации в срок, установленный таможенным органом согласно статье 150 Кодекса (45 дней).
Таким образом, данная СУП предоставляет возможность осуществлять таможенное оформление без размещения товаров на СВХ и сократить время на выполнение таможенных формальностей, ускорив тем самым производственные процессы и финансовый оборот предприятия.
Специальная упрощенная процедура – предварительное декларирование с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации – сочетает в себе сразу три статьи ТК РФ: статья 130 о предварительном декларировании, статья 135, предусматривающая возможность использования неполной декларации, и статья 136, предусматривающая возможность использования периодичесой декларации.
Используя эту процедуру, участник ВЭД имеет право подать предварительную декларацию до ввоза товаров на территорию РФ либо до завершения внутреннего таможенного транзита.
Если на момент подачи предварительной декларации нет тех документов, которые появляются только после фактического ввоза товаров, то эта декларация по своему статусу будет неполной. При этом возникает возможность в одной такой декларации заявить все товары, которые будут ввозиться по одному контракту от одного отправителя в течение определенного периода.
Этот период составляет 15 дней со дня подачи предварительной декларации. Таким образом, появляется возможность свести к минимуму затраты на заполнение ГТД и сэкономить на сборах за таможенное оформление.
Предварительная неполная таможенная декларация или предварительная неполная периодическая таможенная декларация может применяться, если:
а) могут быть представлены копии транспортных (перевозочных) и коммерческих документов, оформленных на декларируемые товары (на первую товарную партию при подаче неполной периодической таможенной декларации);
б) уплачены таможенные пошлины и налоги в сроки, определенные статьей 329 Кодекса;
в) представлено обязательство о представлении недостающих сведений в сроки, установленные статьей 135 Кодекса;
г) после ввоза и (или) завершения процедуры ВТТ товары будут предъявлены тому таможенному органу, который принял таможенную декларацию на эти товары.
Имеется возможность подавать предварительные декларации на товары без документов:
– подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, которые могут быть получены только после ввоза товаров на таможенную территорию РФ или завершения процедуры ВТТ;
– подтверждающих соблюдение законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
– тех, которые в соответствии с Кодексом могут быть представлены после предъявления и (или) выпуска товаров.
Четвертая специальная упрощенная процедура также связана с периодическим декларированием. Речь идет о возможности декларировать товары, находящиеся под таможенным контролем на складе заявителя, с подачей периодической декларации. Смысл этой процедуры в том, что участник ВЭД может в течение 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита в отношении первой партии ввезенных товаров каждый день ввозить товары по тому же контракту и хранить их на
своем складе. Они будут находиться на временном хранении под таможенным контролем. При этом может подаваться одна периодическая таможенная декларация. Преимущества те же самые:
одна декларация вместо нескольких и экономия таможенных сборов за таможенное оформление. Это особенно актуально для тех, кто осуществляет крупные поставки.
Как правильно выбрать СУП и написать заявление?
Заявитель вправе выбрать для таможенного оформления своих товаров одну или нескольких из вышеперечисленных специальных упрощенных процедур, исходя из условий и необходимости их применения.
Для применения вышеуказанных процедур в отношении конкретного лица требуется издание распоряжения ФТС России об установлении специальных упрощенных процедур таможенного оформления. При этом каких-либо отдельных разрешений таможенных органов не требуется.
В соответствии с установленным порядком, заявления лиц, претендующих на установление специальных упрощенных процедур таможенного оформления, могут рассматриваться как ФТС России, так и РТУ. Тем не менее окончательное решение при установлении специальных упрощенных процедур принимается ФТС России
и издается в виде соответствующего распоряжения.
Для того, чтобы максимально скоординировать действия ФТС России, РТУ и таможен, было издано распоряжение ФТС России от 28.03.2005 г. № 110-р.
Этот документ направлен на осуществление мер по реализации приказа Минэкономразвития. В нем определен порядок действий РТУ и ФТС России при проверке поступающих заявлений, подготовке распоряжений, направлении отказов. То есть со стороны ФТС России были приняты все необходимые меры для того, чтобы обеспечить нормальную работу таможенных органов и не допустить каких-либо затруднений для участников ВЭД, которые имеют право на установление СУП.
Само заявление об установлении СУП должно в обязательном порядке содержать ряд сведений о заявителе: наименование организации, адрес, ИНН и т.д. – полный набор данных, позволяющих идентифицировать заявителя для того, чтобы начать проверку. Кроме того, должны содержаться сведения о его внешнеэкономической деятельности с указанием года, с которого заявитель ее осуществляет, а также данных о количестве внешнеторговых договоров, регулярности перемещения
товаров в течение последних трех лет, цели ввоза товаров. Эти сведения заявитель указывает сам, а РТУ и ФТС России проверяют, насколько правильно заявлены эти сведения.
Если запрашиваются процедуры, связанные с временным хранением товаров, то необходимо сообщить о тех помещениях, площадках, производственных территориях, которыми владеет организация и, соответственно, где планирует хранить товары. Необходимо обратить внимание на документы, которые требуются при установлении процедуры, связанной с временным хранением товара. Нужно, чтобы заявитель подтвердил свое право владения складскими помещениями либо земельным участком, если товары будут складироваться на открытой площадке. Приказом также предусмотрено представление плана складского помещения либо открытой площадки с указанием на ней места, где планируется хранить товары, находящиеся под таможенным контролем. То есть изначально делается акцент на том, что лицо обязуется не допускать неразрешенного использования товаров. При этом таможня, которая будет контролировать применение специальных упрощенных процедур, должна
знать, есть ли условия, чтобы обеспечить эти обязательства.
В случае, если организация претендует на выпуск товаров до подачи таможенной декларации, то следует указать, какие документы будут подаваться для идентификации товаров при их выпуске и, конечно же, для правильности исчисления сумм таможенных пошлин, налогов или определения размера обеспечения их уплаты.
Заявление должно быть в обязательном порядке подписано руководителем организации и главным бухгалтером и заверено печатью в том случае, если организация обязана иметь печать. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения. Это могут быть копии, заверенные самой организацией-заявителем либо нотариально. В общем, применяется тот порядок, который используется для представления копий документов, необходимых для таможенного оформления в соответствии с Кодексом.
Фактически это стандартный набор документов: копии свидетельства о госрегистрации юридического лица, о постановке на учет в налоговом органе и т.д. Это еще одно преимущество для участников ВЭД – ничего нового от них не требуют. Исчерпывающий перечень
всех документов, необходимых для рассмотрения вопроса об установлении СУП и принятии решения об их установлении дан в приказе Минэкономразвития № 9.
Заявления рассматриваются в строго обозначенный срок. В течение 30 дней со дня регистрации поступившего заявления ФТС России должна либо принять решение об установлении упрощенных процедур, либо направить заявителю мотивированный отказ с указанием исчерпывающего перечня причин, по которым ему отказано.
Продление 30-дневного срока не предусмотрено. Если принято решение об установлении специальных упрощенных процедур, то в 3-дневный срок после издания
соответствующего распоряжения ФТС России должна направить заявителю копию этого распоряжения.
В то же время у таможенных органов есть и причины для отказа. Первая и самая важная из них – заявитель не отвечает требованиям, установленным статьей 68 ТК. Либо при проверке ФТС России выявила какие-либо нарушения или несоответствия заявленных сведений, либо организация претендовала на то, что по закону ей не может быть предоставлено.
Еще одна причина – если в 30-дневный срок, установленный для рассмотрения заявления, не представлены документы и сведения, предусмотренные приказом. Фактически, если пакет документов неполный, если организация не смогла, не захотела, не успела предоставить в ФТС России недостающие документы, это является основанием для отказа в соответствии с 13 пунктом порядка, утвержденного приказом.
Последнее условие – из представленных документов вытекает, что заявитель не может исполнить обязанности, установленные ТК РФ, нормативными актами в области таможенного дела, не может соблюсти условия применения процедур, которые он запрашивает. Например, если склад организации не позволяет обеспечить сохранность товара – не огорожен, не охраняется. Такие объективные причины могут стать основанием для отказа. Распоряжения об установлении специальных упрощенных процедур издаются либо бессрочно, либо на определенный срок. Например, если речь идет о временном хранении товара на арендованных складах,
распоряжение будет издано на срок аренды складского помещения. При продлении срока аренды и представлении подтверждающих документов будут вноситься необходимые изменения в изданное распоряжение.
Применение СУП может быть и отменено, во-первых, по желанию заявителя. Другие причины связаны с обязательствами лица. Например, если заявитель не соблюдает порядок ведения системы учета коммерческой документации или не обеспечивает доступ к ней должностным лицам таможенного органа, а также, если система учета содержит недостоверные сведения. Возникают основания для отмены изданного распоряжения, если заявитель подвергнут административному наказанию по тем статьям КоАП, которые упомянуты в статье 68 ТК. Выявлять эти случаи обязана таможня, которая осуществляет контроль за применением СУП.
Сергей ЛАЙКОВ, заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля ЦТУ
Журнал "Таможня"