17.11.06

Сладкая месть

Белорусская таможня перестала пропускать на территорию республики фуры с кондитерскими изделиями из России. Белорусы утверждают, что таким образом защищают интересы своих кондитеров, выпускающих конфеты под старыми советскими брэндами, от конкуренции со стороны российских производителей. Российские эксперты полагают, что Белоруссия решила ответить на введение компенсационной пошлины на импорт сахара из страны, о котором Минэкономразвития РФ объявило в начале этой недели.

С вечера 13 ноября на территорию Белоруссии таможенными органами этой республики не была пропущена ни одна машина с кондитерскими изделиями из России, сообщили Ъ в компании "Бел АВК" (дистрибутор конфет под марками "Коркунов" и "Рузанна" в Белоруссии). "На сегодня на российско-белорусской границе, по нашим сведениям, скопилось порядка 40 фур с этой продукцией", утверждают в компании. Эту информацию подтвердило большинство опрошенных Ъ российских производителей и дистрибуторов кондитерских изделий, в частности, компании "Торгсервис", "Объединенные кондитеры", "Рузанна", Одинцовская кондитерская фабрика (марка "Коркунов") и другие. По словам участников рынка, задерживая товар, белорусские таможенники ссылаются на постановление "По противодействию ввозу некачественных пищевых продуктов и спиртосодержащих жидкостей" от 8 ноября 2006 года, подписанное главой Государственного таможенного комитета (ГТК) Белоруссии Александром Шпилевским. Документ, по словам таможенников, предписывает задерживать и проводить обязательную проверку всех кондитерских изделий "на предмет соответствия установленным в РБ стандартам качества".

Инициатором введенного ГТК запрета стал белорусский концерн "Белгоспищепром", курирующий кондитерскую и алкогольную промышленность республики. Его глава Иван Данченко не раз говорил о необходимости ввести запрет на ввоз кондитерской продукции из России. "Мы дважды (27 октября и 4 ноября) письменно обращались в ГТК с просьбой пресечь поставки кондитерских изделий, товарные знаки которых зарегистрированы на белорусских производителей", заявила Ъ главный технолог управления координации сахарной и кондитерской отраслей "Белгоспищепрома" Галина Панаскина.

По ее словам, с августа этого года российские таможенные органы возвращают белорусским кондитерским фабрикам часть их продукции. Поводом послужило заявление ряда российских компаний, в том числе "Объединенных кондитеров" и петербургской кондитерской фабрики "Азарт": являясь владельцами советских торговых марок на российской территории, они обратились в ГТК России с просьбой не пропускать в страну продукцию белорусских кондитеров, использующих старые советские брэнды. В результате убытки понесло большинство белорусских предприятий. Так, 60% ассортимента "Коммунарки", одной из крупнейших фабрик, составляла продукция под брэндами "Му-Му", "Белочка", "Мишка на поляне" и других. "Экспорт в Россию конфет под этими брэндами составлял 30% от общего объема производства предприятия", сообщили Ъ в отделе продаж "Коммунарки".

Российские эксперты, однако, считают, что "марочный" конфликт надуманная причина. "Скорее всего, это ответ на решение Минэкономразвития РФ ввести ввозные таможенные пошлины на поставки белого сахара из Белоруссии", считает гендиректор Института конъюнктуры аграрных рынков Дмитрий Рылько. "Не пропускать груз без внятного объяснения причин это выглядит как провокация со стороны белорусских властей, поскольку хронологически совпадает с подготовкой постановления по пошлинам на ввоз белорусского сахара", соглашается источник Ъ в МЭРТе. В конце октября МЭРТ направил на утверждение в правительство проект постановления о введении компенсационной пошлины на импорт сахара из Белоруссии (см. Ъ от 14 ноября). Сейчас белорусские предприятия могут ввозить в Россию свою продукцию беспошлинно, если объемы ее производства превышают потребности внутреннего рынка Белоруссии.

Участники российского рынка утверждают, что несильно пострадают от введения санкций. По оценке гендиректора "Ай-Си-Эс" Александра Цаголова, российская кондитерская продукция сейчас занимает порядка 30% белорусского рынка, что составляет $17 млн в год. "По объемам этот рынок в 15 раз меньше российского, говорит он. Для нас он, конечно, значим, но потери эти обратимы и вряд ли существенно отразятся на доходах российских компаний".

Коммерсант 17.11.06