Штабеля в тупике
Новые таможенные правила тормозят отгрузку экспортной древесины
Приказ Федеральной таможенной службы "О местах декларирования
отдельных видов товаров", призванный навести порядок в экспорте
российского леса, обернулся головной болью и для таежных регионов, и для
бизнеса.
Он в несколько раз сократил число постов, на которых может
осуществляться декларирование лесных грузов. Под сокращение попал и
Красноярск.
Цель, которую преследовали таможенники, была проста: добиться
прозрачности рынка, сконцентрировав "древесные" потоки в определенных
местах. Это должно было усилить борьбу с воровством и коррупцией, которой
на лесном рынке предостаточно. Буквально на днях ГУВД сообщило о
задержании сотрудника Росприроднадзора из Енисейского района, которого
подозревают во взятке. По версии следствия, за миллион рублей он закрыл
глаза на незаконную порубку леса. А несколько лет назад на скамье
подсудимых в полном составе оказался таможенный пост поселка Таежный в
Богучанском районе. За определенную мзду его сотрудники не слишком дотошно
подходили к досмотру груза.
Новый приказ, считали его разработчики, приструнит нерадивых
экспортеров. Однако на деле благое пожелание лишь прибавило проблем.
В этом квартале по сравнению с прошлым годом объемы погрузки лесной
продукции в крае снизились на 34 процента. Потери участников рынка
исчисляются сотнями миллионов рублей. И все потому, что в зоне
деятельности железнодорожной магистрали резко уменьшилось число таможенных
постов, оформляющих древесину на экспорт.
- Потери в погрузках кругляка составили 8342 вагона, - заявляют в
пресс-службе железной дороги. - Снижение доходов от перевозок - 370
миллионов. Из перечня таможенных постов, на которых может осуществляться
декларирование лесных грузов, исключены Красноярский и Абаканский посты.
Прекратил работу по оформлению документов на лесные грузы Кемеровский
таможенный пост - его функции переданы Ачинску. Все это привело к
громадным простоям подвижного состава. Если раньше процедура отправки с
момента постановки вагонов под погрузку составляла всего день, то теперь
она растянулась в среднем на 3, а то и на 4 дня.
Не скрывают своего недовольства и в администрации края. Как писала
ранее "РГ", региональный ЛПК демонстрирует рост по всем основным
показателям. Свалившиеся на голову лесопромышленников трудности грозят
существенно испортить итоги этого года. Сложности возникли у ведущих
предприятий края, оформлявших ранее грузы через Красноярск. Сейчас
таможенные декларации надо доставлять на Канский или Ачинский посты. А это
дополнительные временные и материальные затраты, которые отрицательно
сказываются на себестоимости продукции.
- По нашим оценкам, в результате такого новшества дополнительные
расходы лесоэкспортеров на каждый вагон составляют теперь 11-12 тысяч
рублей, - говорят в краевом агентстве лесной отрасли. - С аналогичной
проблемой неминуемо столкнутся организации, которые реализуют новые
проекты в Сосновоборске и Березовском районе. И это уже не только проблема
обеспечения эффективного оборота железнодорожного парка, но и удар по
инвестиционной привлекательности Красноярска в целом.
У таможенников на возникшую ситуацию собственный взгляд.
- Сейчас политика государства в целом направлена на уменьшение
экспорта круглого леса и создание условий по его глубокой переработке, -
считает начальник Красноярской таможни Дмитрий Козаев. - В марте - апреле
объемы вывоза кругляка снизились по сравнению с тем же периодом прошлого
года. Повлияла на это возросшая с 1 апреля в 1,5 раза пошлина, которая
сейчас составляет 25 процентов от таможенной стоимости. А с 2009-го ее
размер увеличится до 80 процентов, что сделает нерентабельным экспорт
необработанной древесины за рубеж. Ситуация по оформлению лесоматериалов -
под нашим особым контролем, ведь уже в этом году количество правонарушений
в этой сфере выросло вдвое.
Исключение из перечня постов Красноярска, уверены на таможне, вовсе
не так страшно, поскольку львиная доля красноярского леса всегда
оформлялась в Лесосибирске, Канске и Ачинске.
В крае работает более 100 лесозаготовителей и около 20 крупных и
средних предприятий, перерабатывающих древесину. Все лесные грузы из
региона вывозятся по железной дороге.
Российская газета ; 15.05.2008