Шкуродёрня при таможне
Cегодня мало кто спорит с тем, что таможенное законодательство в последние годы было откровенно отстроено под коррумпированное чиновничество. Классический пример — холдинг ФГУП «РОСТЭК», фактически созданный для себя чиновниками ФТС (Федеральной таможенной службы). Прямо в уставе этой коммерческой структуры они не постыдились записать, что она находится в «ведении ФТС России».
В мае 2012 года президент Путин прикрыл эту лавочку, а Правительство РФ внесло в Думу поправки в Закон «О таможенном регулировании», который сейчас, на момент написания этой статьи, уже принят Госдумой, одобрен Совфедом и направлен на подпись президенту страны. Но не так просто разорвать тандемы типа ФТС — «РОСТЭК»: они заняли «круговую оборону». Закон завис больше чем на год, и упомянутые собратья время не теряли: активно готовились новые лагуны для «своих», создавались или реконструировались необходимые юридические лица — шел «подбор кадров». К лету этого года новая система была ими подготовлена. Помнится, от одного из силовиков мне довелось услышать невеселый упрек: «Пока вы в Думе законы сочиняете, в ФТС уже изготовлен новый пылесос…»
Но на пути у этого «пылесоса» было два объективных препятствия. Во-первых, кроме таможенников есть значительно более важный для общества субъект — грузоперевозчики. Именно для них, а не для их контролеров, должна создаваться оптимальная обстановка для работы на границе. Во-вторых, таможня — это сфера не только внутренних отношений. Здесь возникает обязанность соблюдать международные нормы. С 1975 года наша страна является подписантом Конвенции МДП, которой был введен в оборот важнейший документ, используемый перевозчиками, — книжка МДП. Она выполняет две функции: транзитной декларации, позволяющей пересекать границы различных государств, и гарантии оплаты таможенных платежей в случае недоставки товара. Гарантом этих обязательств в России, на основе соглашения с ФТС, — является АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), членами которой состоят свыше 2000 российских организаций и услугами которой пользуются более 5000 предприятий. Так что объективно, после вмешательства президента, для восстановления прежнего господства в таможенной нише ловкачам необходимо было не только найти новую форму взаимодействия, но и убрать АСМАП.
4 июля 2013 года глава ФТС А.Ю. Бельянинов (тот самый, при котором коммерсанты из «РОСТЭКа» и оказались «в ведении ФТС»), осуществляя реанимацию бывшей связки, начал лобовую атаку на грузоперевозчиков. Подразделениям ФТС было направлено письмо, в котором дана команда прекратить оформлять книжки МДП при прибытии автомобилей на территорию России. При этом складывается впечатление, что Андрей Юрьевич сумел обойтись без каких-либо согласований внутри российской исполнительной власти. Более того, в своем стремлении вернуть всё на круги своя, глава ФТС даже не учел элементарного — что идет на конфликт с устоявшейся международной системой. Хотя даже начинающему юристу должно быть понятно, что отказ от оформления основного документа — книжки МДП — означает прекращение действия конвенции в России. Именно так расценил эти действия Исполнительный совет Конвенции МДП в Женеве, уже объявивший, что действия руководителя ФТС России являются нарушением международного договора.
Но этого А. Бельянинову было мало. Ведь главная цель — расчистить поляну для своих коммерческих ставленников. Для исполнения приятной обязанности получения платежей ФТС подобрала и заключила договоры поручительства с шестеркой избранников, среди которых «Страховая компания «Арсенал» (ее учредители: ООО «Рубикон-13», ООО «Инвестиционная компания «ЛАМА», ООО «Элоко» и Сергей Юрьевич Лобанов); а также ООО «Мультисервисная платежная система» (учредители: ЗАО «Интерлогистика» и Вячеслав Владимирович Гайдай); Некоммерческое партнерство Профессиональных таможенных операторов (учредители: ОАО «РТ-Логистика», ООО «Таможенно-Брокерский Центр» и некоммерческое партнерство «Содействие развитию внешнеэкономической деятельности»); ООО «Таможенная карта»; ООО «АДАЛ» и, конечно же, ФГУП «РОСТЭК».
Именно в интересах этих структур, синхронно с приказами по книжкам МДП, ФТС уведомила АСМАП о расторжении с ней с 1.12.2013 года многолетних договорных отношений и отказе в будущем принимать ее гарантии. Мотивы расторжения… высосаны из пальца. Бельянинов объявил о 20-миллиардных долгах АСМАП по таможенным платежам, которые он произвольно рассчитывает, причем за какие-то немыслимые сроки. При этом как бы забывает, что этот вопрос уже не раз обсуждался, а его заместитель Голендеева публично объявляла, что «юридических оснований для взыскания не имеется». Умалчивается и конкретика: на сегодня от ФТС к АСМАП на рассмотрении в установленном порядке имеется лишь 8 требований на общую сумму 11,5 млн рублей, срок оплаты по которым еще не наступил.
Вторая претензия — об увеличении фактов недоставок товаров, — по утверждению грузоперевозчиков, просто лжива. На самом деле за последние три с половиной года в России имело место предъявление претензий со стороны ФТС лишь по 105 случаям — и только 7 из них были связаны с российскими перевозчиками. И это на 5 миллионов совершенных перевозок. Не случайно МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта) в этом отношении даже ставил Россию в пример. Добавим также, что АСМАП, ранее гарантировавшая в случае недоставки товара через таможню выплату 60 тысяч евро, предложила увеличить эту сумму до 160 тысяч евро. Однако ФТС делает вид, что этого предложения не существует.
Циркуляр Бельянинова по книжкам МДП был отменен арбитражем, но он, чуть поменяв редакцию, издал аналогичный. Смысл понятен: АСМАП предлагают бегать по судам вдогонку за этими приказами, в то время как на таможенных постах России активно идет гнездование птенцов его нового детища. Сегодня вышеупомянутые «гаранты» уже начали с каждой проходящей автомашины собирать от 3000 до 5000 рублей — без квитка от них синхронисты-таможенники машины не пропускают. Возникают и достаточно дикие ситуации. Так, на одном из южных направлений деньги собирает иностранная фирма, представитель которой расположился в помещении таможенников.
Давайте посчитаем! Итак, каждое пересечение границы будет теперь обходиться грузоперевозчикам дополнительно в несколько тысяч. Таких пересечений за год в масштабах всей России — миллионы. Насколько законны эти поборы, ведь раньше с членов АСМАП они не собирались? Куда и кому пойдут эти гигантские суммы? По сути, ловкачи просто воспроизводят ситуацию 3—5-летней давности. Напомню: по данным Счетной палаты за 2008—2009 годы, отчисления в федеральный бюджет ФГУП «РОСТЭК» по плановому заданию ФТС составили лишь 12,3 млн рублей, а чистая прибыль кормящихся при этом коммерсантов из системы обществ ФГУП «РОСТЭК» за этот же период — 440 млн рублей. Государству что, подобные схемы ФТС, повышающие градус социальной напряженности, — безразличны?!
На атаку Бельянинова АСМАП отреагировала созывом чрезвычайного собрания, которое прошло 16 октября 2013 года в Санкт-Петербурге. Как и другие приглашенные депутаты, могу засвидетельствовать, что накал страстей был исключительно высок: впервые мне довелось услышать словосочетание «таможенная шкуродёрня».
Руководству АСМАП удалось закончить эту «чрезвычайку» вполне пристойно — обращением к президенту. Хорошо также, что был проведен анализ происходящего и его возможные последствия. Они очевидны: дополнительные поборы с перевозчиков приведут к удорожанию перевозок, а значит, к росту цен для потребителя. Но не удивлюсь, если на стихийном уровне начнется перекрытие дорог у таможенных постов или что-то подобное.
Полагаю, что важнее всего сегодня исследовать коррупционную составляющую. Надо понять: каким образом Андрею Юрьевичу так легко удался этот погромный налет на действующую систему? Почему не сработали аварийные механизмы исполнительной власти? Ведь ФТС находится не в безвоздушном пространстве — вокруг мощнейшие структуры, для которых вопросы грузоперевозок и наполнения бюджета не могут быть безразличными. Минэкономразвития, Минфин, Минтранс… на каком коне проскакал мимо них глава ФТС, не являющийся даже членом Правительства РФ? Думаю, крайне важна позиция МИД РФ. На сегодня уже 17 стран направили России обращения, касающиеся незаконных ограничений по использованию гарантий МДП. Не считают возможным вводить их и наши союзники по Таможенному союзу — Казахстан и Белоруссия. Очевидно, что отказ России от норм конвенции и уход в обособленную национальную процедуру получит ответную и нарастающую зарубежную реакцию. Мы что, будем наблюдать какой характер и размеры она примет?!
Что же в итоге мы имеем на сегодня? Полтора года назад президент дал поручение о ликвидации «РОСТЭКа» и запрете чиновникам ФТС вступать в связки с карманными коммерсантами. Однако, по сути, эта коррупционная связка нашла новую форму «слияния» и будет снова править бал. Так что внакладе оказались исключительно грузоперевозчики…
Дмитрий ГОРОВЦОВ
депутат Госдумы, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции, —
специально для «Новой»