Рост в 15 раз: как увеличился поток товаров из Китая в Петербург
С начала этого года из КНР уже ввезено более 280 тысяч тонн различных товаров. По словам начальника Шушарского таможенного поста Алексея Гладьо, ежедневно в зону таможенного поста прибывает до 200 контейнеров. Грузы самые разные: одежда, обувь, бытовая техника, сантехника, строительные материалы, автомобильные запчасти, табак, чай...
«В 2022 году в связи с введением Западом санкций увеличился поток товаров, перемещаемый железнодорожным транспортом из Китая. На наш пост прибывает в 15 раз больше контейнеров из КНР, чем в 2021 году, – говорит заместитель начальника Шушарского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни Наталья Зубкова. – Видим, что объемы растут и дальше. Китайские товары поступают с Дальневосточного направления и через Казахстан. За год на посту оформляется около 30 тысяч транзитных деклараций, это огромные объемы».
Она рассказала и о том, что в таможне существует система управления рисками, которая анализирует массивы поступающих данных о товарах и поставщиках. Все грузы не досматриваются, чтобы товары могли достичь потребителя как можно раньше. В свою очередь, система выделяет грузы с возможными нарушениями, они отправляются на фактический досмотр сотрудниками таможни. В ходе досмотра проверяется вес, наименование товара и ряд других характеристик, заявленных в таможенной декларации. Это позволяет выявлять нарушителей и следить за тем, чтобы все таможенные сборы были уплачены в пользу государства.
«Немалая часть нарушений связана с тем, что при перемещении товаров через границу происходит неправильный перевод иностранных документов. Бывали случаи, когда товары вообще не заявлялись в декларации. Скажем, шел груз с оборудованием, а при контроле выяснилось, что агрегатов намного больше, чем указано в документах. А стоимость этого оборудования исчисляется десятками миллионов. Это могло принести ущерб нашей экономике при неуплате таможенных платежей», – продолжает Зубкова.
Грузы, поступающие на Шушарский таможенный пост, после прохождения всех необходимых процедур следуют к заказчикам по всему Северо-Западу и в Калининград. Наталья Зубкова отметила, что китайские товары составляют две трети от всего объема грузов, поступающих на таможенный пост.
Как проходит досмотр
Административное наказание предусмотрено за предоставление недостоверных сведений в таможенных документах. Уголовная ответственность касается определенного перечня товаров, которые являются стратегически важными для российского рынка. Также положения Уголовного кодекса применяются при неуплате крупных сумм таможенных платежей.
Сверяются артикулы, наименования, осматривается сам товар, чтобы количество сходилось и он соответствовал указанным в документах параметрам.
«К примеру, было указано, что в грузе 100 светильников, а при контроле мы обнаружили, что их 200. Они будут изъяты, затем будет назначена таможенная экспертиза, чтобы определить среднерыночную стоимость товара. Суд назначит штраф. Нарушитель оплачивает штраф, исправляет неточности в декларации и получает груз. К слову, размер штрафа может составить до 50 процентов стоимости товара», – рассказал главный государственный таможенный инспектор Санкт-Петербургской таможни Андрей Коваленко.
Если в контейнере обнаружены контрафактный товар или запрещенные предметы, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Автоперевозки
В Санкт-Петербургской таможне также сообщили, что в прошлом году на Южный таможенный пост, куда прибывают автомобильные грузы, пришло 24,5 тысячи грузовиков. В 2022 году через пост прошло 35,7 тысячи товарных партий. Ежедневно в зону деятельности таможенного поста прибывает до 80 автомобилей из различных стран. В связи с изменением логистики и перенаправлением потока грузов значительно вырос объем поставок из Азии, но и поставки товаров из Европы на сегодняшний день не прекращаются. Например, сюда привозят одежду из Кореи, фрукты из Сербии, кока-колу из Грузии.
«На наш пост преимущественно поступают грузы из Европы. Изменилась логистика, много товаров теперь едет с южного направления, через Новороссийск. В силу санкций на перевозки морем выстраиваются новые логистические цепочки. Часть товаров, которая раньше приходила морским транспортом, теперь перегружается в Европе на грузовики и идет к нам на пост», – пояснил начальник Южного таможенного поста Юрий Плотников.
Марко Лукич – один из водителей, который возит фрукты из Сербии в Россию. Он рассказал, что когда в прошлом году были введены санкции, приходилось по 5-6 дней стоять на литовской границе. Сейчас все налаживается, и при пересечении уже эстонской границы тратится всего пара дней.
«Все хорошо. Привез из Сербии в Россию наши домашние вкусные яблоки. Мы любим Россию», – сказал Лукич.