23.06.06

Россия безалкогольная

Правительство РФ введением новых акцизных марок, по сути, инициировало большую всероссийскую распродажу импортной алкогольной продукции. Распродажа продлится вплоть до 1 июля 2006 года. Исчезновение с полок импортного алкоголя, а в некоторых случаях и снижение цен на него связано с тем, что алкогольная продукция с акцизными марками старого образца с 1 июля 2006 года будет признана нелегальной.

По словам генерального директора ООО Ран-Трейд , работающего под торговой маркой Монополь напитки мира , Татьяны Карповой, сейчас магазины вынуждены распродавать импортный алкоголь по ценам импортера. Нововведения, которые вступают в силу с июля, привели к пустеющим полкам в магазинах: продукция со старыми акцизными марками либо возвращается поставщикам, либо продается без наценки. Товар с новыми акцизными марками практически не поступает, так как марки смогли получить только несколько крупных московских компаний импортеров. К примеру, в Санкт-Петербурге их пока не выдают.

Как прокомментировали сложившуюся ситуацию в группе компаний Сварог , поставки алкогольной продукции с новыми марками из-за рубежа далеки от плановых показателей и объемов поставок за аналогичный период прошлого года. В результате сформировавшегося в российской алкогольной отрасли кризиса, страну ожидает дефицит импортного алкоголя, который, по прогнозам некоторых экспертов, может затянуться до конца года. Карпова считает, что с июля текущего года полки магазинов, где традиционно представлен импортный алкоголь, будут полупустыми, а та продукция, которая будет реализовываться с новыми акцизными марками, будет стоить как минимум на 15 % дороже, чем сейчас.

По мнению гендиректора Ассоциации Северо-Западный Альянс участников алкогольного бизнеса АЛБИ Михаила Злыдникова, введение новой акцизной марки способно парализовать производство и оптовую торговлю так же, как 1 января 2006 года. Напомним, что со вступлением 1 января 2006 года в силу закона О госрегулировании производства и оборота спирта и алкогольной продукции тоже вводилась акцизная марка нового образца. Однако к началу года ФНС не успела заказать на Гознаке марки, из-за чего до середины февраля большинство производителей алкоголя не могли запустить производство.

Хуже всего придется импортерам, отмечает Злыдников. Поскольку новые марки появились только в мае, а по нынешним технологиям марки пересылаются за границу и наклеиваются на самом заводе-производителе, то поставок импортного алкоголя, маркированного по закону, следует ждать не раньше, чем через 2-3 месяца. При этом бутылки со старыми марками должны быть реализованы до 1 июля, и напуганные акциями против молдавских и грузинских вин директоры розницы уже сейчас относятся к закупкам маркированного по-старому алкоголя с большой настороженностью.

Как считает директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз, очередные волнения вокруг реализации алкоголя вызваны целым рядом проблем, в основе которых запоздание с формированием законодательной базы в связи с введением с 1 января новых марок. Из-за этого импортеры до сих пор не наладили ввоз алкоголя , подчеркнул он. По его словам, сейчас не более 5% рынка приходится на алкоголь с новыми марками. Компании-импортеры ожидают возврата из розничной сети непроданной продукции со старыми акцизными марками. Остановка импорта в начале года из-за отсутствия новых марок и ожидание колоссальных убытков не позволяют импортерам привозить спиртное или делать большие закупки даже теперь, когда марки есть , объяснил Дробиз РИА Новости . Между тем, импортные производители не спешат предоставлять компаниям рассрочки в оплате поставок продукции из-за нестабильности российского законодательства.

На все эти проблемы накладывает также еще одна необходимость операторов рынка оснастись свои площадки оборудованием для маркирования, обеспечивающим поступление данных об алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Модули ЕГАИС должны быть установлены на площадках всех российских производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, у всех оптовиков и в соответствующих таможенных подразделениях.

Сбор информации в федеральный центр позволит отслеживать перемещения всех партий продукции. И далее оснащенный ноутбуком и сканером штрих-кода мобильный инспектор сможет в любой розничной точке проверить с помощью данной техники любую бутылку на предмет ее происхождения контрафактная это продукция или легальная. По данным Союза участников алкогольного рынка, к системе в данный момент подключены не более 10% из 2,5 тысяч операторов рынка. Насытить импортным алкоголем рынок импортеры смогут не раньше Нового года , считает Дробиз.

Пока рынок алкогольной продукции находится в лихорадке, его участники могут только высказывать пожелания. Хотелось бы чтобы правительство принимая подобные решения продумывало порядок выдачи новых акцизных марок, так в целом алкогольный бизнес страны уже сейчас вынужден работать себе в убыток, в результате государстве недополучит налогов на сотни миллионов рублей от отрасли , отмечает Татьяна Карпова.

Татьяна Вильде, ИА Росбалт .

Справка (представлена компанией Сварог )

С 1 июля 2006 года согласно действующему законодательству импортный алкоголь, маркированный акцизными марками старого образца, должен быть изъят из обращения. На настоящий момент письмом МЭРТ обозначена возможность перемаркироки импортной продукции, ранее ввезенной в Россию, новыми марками для последующей реализации. Разъяснения о процедуре перемаркироки должна дать ФТС в ближайшее время, но их пока нет. Российский алкогольный рынок оценивается в 180-200 млн дал в объемном выражении и в 19,7 млрд долл в денежном. Доля импорта в 2005 г составила 10%.

Законодательные изменения в регулировании производства и оборота алкогольной продукции. Хронология.

С 1 января 2006 года в силу вступили многочисленные поправки к Федеральному закону О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от 22.11.1995 года N 171-ФЗ. Данным законом установлено, что алкогольная продукция, производимая на территории РФ, маркируется федеральными специальными марками, а алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками.

Новые требования к образцам федеральных специальных и акцизных марок и новые правила маркировки алкогольной продукции были установлены постановлениями правительства РФ N 785 от 21.12.2005 года О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками и N 786 от 21.12.2005 года Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции .

Далее, федеральным законом N 209-ФЗ от 31 декабря 2005 года О внесении изменений в федеральный закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о признании утратившими силу отдельных положений федерального закона О внесении изменений в федеральный закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции были установлены сроки, ограничивающие ввоз и реализацию алкогольной продукции отечественного и иностранного производства, оклеенной марками старого образца. Государство разрешило по 31 марта 2006 года включительно ввоз на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, маркированной выданными по 31 декабря 2005 года включительно акцизными марками, а оборот (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) алкогольной продукции по 30 июня 2006 года включительно.

Однако что делать с нереализованной в установленный срок алкогольной продукцией, которая останется на складах производителей, импортеров, оптовых предприятий и в розничных магазинах, государство не сообщило. Участники алкогольного рынка оставались в неведении вплоть до 25 мая 2006 года. По сути, за один месяц до окончания срока легального оборота алкогольной продукции, маркированной марками старого образца, Министерство финансов РФ издало письмо N 03-01-14/5-253, в котором сообщило о возможности перемаркировки алкогольной продукции, маркированной старыми марками, для ее нахождения в легальном обороте после 30 июня 2006 года. Российским производителям разрешили производить перемаркировку продукции, которая возвращена им организациями розничной торговли.

Дополнительно письмом было разъяснено, что хранение алкогольной продукции, в отношении которой организация имеет право собственности, не является оборотом. В связи с этим не существует ограничений на хранение продукции, маркированной до 31 декабря 2005 года, но только на собственных складах организации. Организации, имеющие лицензию только на хранение алкогольной продукции, могут хранить чужую продукцию, маркированную старыми марками, до 30 июня 2006 года, так как в данном случае хранение признается одним из видов оборота продукции.

В отношении ранее маркированного импортного алкоголя было предложено также разрешить организациям импортерам маркировку продукции акцизными марками нового образца. Однако для реализации этого положения, как указывалось в Письме, необходимо внести ряд серьезных поправок в действующее законодательство, так как не существует норм, регулирующих выдачу акцизных марок на ранее ввезенную продукцию.

О возможности перемаркировки ранее ввезенной импортной алкогольной продукции говорится в письме МЭРТ от 06 июня 2006 года Об обороте алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными и акцизными марками старого образца после 30 июня 2006 года N АЖ-П9-21-пр. В документе указано, что организации импортеры алкогольной продукции могут обратиться в таможенные органы для получения новых акцизных марок для ранее ввезенной продукции, находящейся в их собственности. Одновременно с заявлением на получение марки, организации представляют инвентаризационные описи для подтверждения остатков алкогольной продукции. Как сочли в МЭРТ, для реализации механизма необходимо и достаточно направление от имени ФТС РФ письма в подведомственные таможенные органы с разъяснением процедуры перемаркировки продукции, с которой уже уплачены все платежи, предусмотренные таможенным и налоговым законодательством.

Далее, письмом ФНС России от 08.06.2006 N ШТ-6-07/579 О контроле за оборотом алкогольной продукции после 30.06.2006 года был более подробно разъяснен порядок перемаркировки алкогольной продукции российского производства. В письме обращено внимание на то, что общее количество федеральных специальных марок для перемаркировки не должно превышать количество проинвентаризированной на 31 декабря 2005 года алкогольной продукции. Маркировка указанной алкогольной продукции в местах хранения может быть осуществлена только организацией производителем этой продукции в срок до 30.06.2006 года включительно в присутствии и под контролем представителя налогового органа. Нахождение указанной алкогольной продукции после 30.06.2006 и ее маркировка возможны только у предприятия-производителя.

Как стало известно, правительством РФ рассматривается проект постановления, определяющего порядок маркировки акцизными марками алкогольной продукции, везенной на таможенную территорию РФ до 31 марта 2006 года. Проектом предусматривается, что указанная алкогольная продукция подлежит реализации после 30 июня 2006 года в случае перемаркировки ее акцизными марками нового образца и внесения сведений об указанной алкогольной продукции в систему учета объемов производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС).

Росбалт, 23/06/2006