16.11.05

Российские подержанные иномарки скоро составят конкуренцию привозным

Вопреки всем прогнозам импорт подержанных автомобилей в Россию растет. За первые шесть месяцев 2005 года в Россию было ввезено на 16% больше автомобилей с пробегом, чем за аналогичный период 2004 года. По прогнозам экспертов, в 2005 году российский рынок иномарок с пробегом приблизится к отметке $4,2 млрд - это максимум, зафиксированный в 2002 году, когда были введены заградительные пошлины. Однако в дальнейшем, полагают эксперты, внешние поставки бывших в употреблении автомобилей начнут падать.

Таможенные барьеры пали за три года

На любовь россиян к подержанным иномаркам не смогли существенно повлиять ни возводимые правительством таможенные барьеры на импорт неновых автомобилей, ни локализация в стране иностранных производств. По данным PricewaterhouseCoopers (PWC), в первом полугодии 2005 года на российском рынке наблюдался прирост импорта подержанных автомобилей (+16%) по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Всего за этот период, по оценкам PWC, 163 тыс. подержанных машин было ввезено на общую сумму $1,5 млрд.

При этом, по информации PWC, в предыдущие годы импорт подержанных иномарок в Россию последовательно сокращался. Так, в 2002 году в Россию было ввезено 447 тыс.

подержанных машин на сумму $4,2 млрд, годом позже объем снизился до 400 тыс. и $4 млрд, а в 2004 году - до 317 тыс. и $3,6 млрд. По подсчетам специалистов АвтоВАЗа, в 2004 году объем российского рынка легковых автомобилей оценивался в $17,4 млрд, а на долю подержанных иномарок пришлось 15,3%, или $2,7 млрд.

Эксперт ИК "Финам" Наталья Кочешкова оценивает долю подержанных машин в 20% от общего объема рынка.

По прогнозам АвтоВАЗа, в 2005 году величина рынка автомобилей в России составит $21 млрд- соответственно, подержанныхмашин будет продано на $4,2млрд. То есть этот рынок возвращается к показателям 2002 года, когда правительство повысило пошлины на популярные среди российских автолюбителей иномарки старше семи лет. Итак, после этого повышения пошлин рынок оправился за три года.

Приведенная статистика охватывает не весь рынок подержанных иномарок в России, а лишь ту его часть, которая формируется за счет импорта. На самом деле подержанных машин в России гораздо больше. Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов оцениваетвесь рынок неновых автомобилей в России в 1,5 млн в год.

Европа уступает США и Японии

Структура рынка подержанных иномарок в России в последнее время также претерпела изменения. Автомобили из Европы последовательно теряют свои позиции, уступая секонд-хенду из США и Японии.

"Рост курса евро сделал импорт автомобилей с пробегом из Европы менее выгодным",- поясняет генеральный менеджер по маркетингу группы "Рольф" Валерий Тараканов. Кроме того, по его словам, цены на автомобили в Европе (как на новые, так и на подержанные) выше примерно на 30%, чем в США и Японии.

И, несмотря на существенную разницу стоимости доставки автомобиля из Европы и из-за океана, часто американские машины получаются выгоднее европейских.

Наталья Кочешкова также отмечает увеличение доли подержанных автомобилей из США. По ее данным, на московских таможенных постах, американские машины стали преобладать над остальными.

По словам Тараканова, из Западной Европы сегодня в основном везут дорогие автомобили премиум-брэндов. Объясняется это тем, что европейцы лучше ухаживают за своими машинами, чем американцы. Что касается автомобилей самого популярного в нашей стране класса С (по данным АвтоВАЗа, в 2004 году в России на этот сегмент пришлось 68% продаж), то их предпочитают импортировать из США и Японии.

По словам экспертов, секонд-хенд из Японии в последние годы буквально захлестнул рынок. Ежемесячно, по данным Дальневосточного таможенного управления, в Россию ввозится более 10 тыс. таких автомобилей. Только в Москве, по оценкам гендиректора компании Pravto.Ru Артура Шомахова, появляется около 2000-3000 японских машин с правым рулем в месяц, и это при том, что подавляющее большинство таких автомобилей остается за Уралом. По подсчетам импортеров, за 2004 год в Россию было ввезено около 160 тыс. бывших в употреблении иномарок из Японии. Валерий Тараканов считает, что праворульные японские машины сегодня составляют более 50% всего ввозимого в Россию автомобильного секонд-хенда. А Наталья Кочешкова оценивает общий парк праворульных японских автомобилей в 1,5 млн, около 5% от общероссийского. При этом доля праворульных автомобилей колеблется в зависимости от регионов: если в Приморском крае они составляют едва ли не 90%, то по мере приближения к центру России их доля падает. А в Калининградской области праворульных автомобилей и вовсе нет. Там их место занимают европейские иномарки, которые ввозятся туда без уплаты пошлин (но без права их продажи или передачи по доверенности жителям остальной России).

Любители праворульных автомобилей ценят их за надежность и хорошую оснащенность дополнительными опциями. Однако рыночные причины популярности- в дешевизне японского рынка подержанных автомобилей и особенностях таможенного ввоза. На большинстве российских таможенных управлений ввозимые автомобили обычно оценивают по международным каталогам (Superschwacke, Eurotax, NADA Guides и т. д.). Исключение до недавнего времени составлял лишь дальневосточный регион, где каталоги таможенниками не использовались. Когда специалисты из Дальневосточного таможенного управления, посоветовавшись со своими японскими коллегами, ввели собственный оценочный каталог, это вызвало в Приморье чуть ли не революцию. Между тем, по мнению Тараканова, таможенники попросту уравняли перегонщиков автомобилей из Европы и Азии в правах: Дальневосточное таможенное управление взяло на вооружение те самые правила, которые практиковались на всей территории России. Ввод мини-каталогов планируется с января 2006 года, и это уже вызывает волны протестов на Дальнем Востоке.

Рост доходов как двигатель секонд-хенда

Незапланированный экспертами рост рынка подержанных иномарок в этом году связан, по мнению Валерия Тараканова, именно с увеличением количества праворульных машин. "Львиная доля прироста рынка автомобилей с пробегом приходится на импорт японских автомобилей через Дальний Восток",- отмечает он.

Однако, по мнению экспертов, это не единственная причина. Вновь возникшую моду на автомобильный секондхенд можно объяснить еще и политикой АвтоВАЗа, который, ссылаясь на инфляцию и рост тарифов, в прошлом году неоднократно поднимал цены на свою продукцию. "Некоторые автомобили Lada, особенно в дорогих комплектациях, приблизились к психологической отметке $10 тыс. И нет ничего удивительного в том, что многие российские автолюбители делают выбор в пользу недорогих подержанных иномарок",- убежден аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго. С другой стороны, АвтоВАЗ сейчас не испытывает проблем с реализацией своей продукции: продается все то, что производится, а склад, по словам начальника управления по маркетингу предприятия Александра Бредихина, ниже нормативного, при необходимых запасах в 50 тыс. к концу года, на нем находится менее 40 тыс.

Так что рост импорта секондхенда отчасти объясняется и общим ростом рынка- ни импортеры новых автомобилей, ни производители отечественных не успевают за спросом.

Еще одна причина увеличения роста рынка подержанных машин - динамика роста российского рынка иномарок.

Средний класс, не говоря уже о более богатых клиентах, привык менять автомобиль раз в два-три года. Соответственно, ежегодно высвобождается большое количество машин, которые реализуется на вторичном рынке как самими автовладельцами, так и дилерами. Так, секонд-хенд из США, Германии и Японии постепенно вытесняется автомобилями с пробегом на гарантии, предлагаемыми официальными дилерами. Правда, пока доля подержанных автомобилей, проданных таким образом, довольно мала. По данным руководителя подразделения "Автомобили с пробегом" Musa Motors Владимира Янчука, продажи официальных дилеров составляют до 8% от всех продаж автомобилей с пробегом. А его коллега из Major Давид Павлов говорит о 10-процентной доле. "Всего год назад она не превышала и 5%",- добавляет он.

Нередко программы по продажам автомобилей с пробегом исходят от самих автопроизводителей. Делается это скорее в рекламных целях, чтобы повысить узнаваемость брэнда, нежели с расчетом на прямую выгоду. "Никаких отчислений от продаж подержанных автомобилей дилеры нам не делают. Продажа автомобилей с пробегом - это серьезный инструмент для развития производственной и дилерской сети. Она привлекает к марке новых клиентов и повышает известность брэнда",- подчеркивает директор по связям с общественностью "Автофрамоса" Ванесса Леви.

С ней соглашается Владимир Янчук, считающий, что такого рода услуга позволяет воспитыватьи поддерживать лояльность потребителя к брэнду. "При обновлении полюбившейся модели автомобиля владелец может быстро, с минимальными потерями и максимальным комфортом получить новый автомобиль, сдав в зачет его стоимости автомобиль с пробегом",- говорит он.

По данным Ванессы Леви, до конца года в рамках программы "Renault c proбегом", запущенной "Автофрамосом", планируется реализовать около 300 автомобилей различных марок, проверенных специалистами Renault. Технический контроль осуществляется по 82 пунктам, а покупатель получает в нагрузку к машине "сертификат состояния и происхождения автомобиля".

Бум ожидается через год

По мнению участников рынка, ждать в 2006 году резкого роста рынка подержанных автомобилей не следует. После введения оценочных каталогов в Дальневосточном таможенном управлении поставки автомобилей с пробегом из Японии могут перестать быть столь прибыльным бизнесом. "Экспорт подержанных автомобилей в 2006 году начнет падать и опустится примерно на 20%",- предполагает Валерий Тараканов. В то же время, по его мнению, не следует ждать и бурного роста рынка подержанных автомобилей в России. "Основные продажи иномарок в России начались в 2003 году. А практика показывает, что люди меняют недорогие импортные автомобили через три-четыре года. Следовательно, массового предложения подержанных автомобилей нужно ожидать в 2007 году",- считает он.

А менеджер направления продаж подержанных автомобилей "Рольфа" Евгений Широков считает, что в 2006 году рынок продаж подержанных иномарок вырастет как минимум в два раза. "Мы собираемся сделать ставку на развитие этого сегмента в следующем году: сейчас это сдерживается только дефицитом мест и площадок под большое количество подержанных машин",- поясняет он. По словам Широкова, уже в 2005 году среди дилеров наблюдался существенный прогресс в этом сегменте. Так, многие автосалоны начали высвобождать площади под подержанные автомобили. По мнению участников рынка, в этом году активно начали развивать этот сегмент такие крупные сетевые дилеры, как ТЦ "Кунцево" и Major. К примеру, сейчас на площадках дилерских центров Major, по словам Давида Павлова, находится более автомобилей. А СП "Бизнес Кар", по словам заместителя директора департамента маркетинга Антона Козлова, планирует отводить специальные шоу-румы под подержанные автомобили в новых дилерских центрах, которые будут открыты в ближайшие несколько месяцев. Таким образом, можно констатировать факт, что торговля подержанными автомобилями постепенно перемещается с "диких" авторынков в автосалоны и принимает все более цивилизованные.

Бизнес 16.11.05