25.08.06

Российская таможня уличила эстонских бизнесменов в обмане

На прошлой неделе сотрудниками Кингисеппской таможни возбуждено 4 административных дела в отношении эстонских перевозчиков по фактам предоставления недостоверных сведений и попыток провоза контрабанды. Во всех четырех случаях везли кондиционеры из Эстонии, причем получателем значилась одна и та же петербургская фирма. В конце июля на международном автомобильном пункте пропуска был задержан автомобиль SKANIA с прицепом, везший из Эстонии кондиционеры разных марок. Перевозчик из Украины, получатель груза - одна петербургская фирма. В товаросопроводительных документах значилось количество провозимого товара - 547 аппаратов. В ходе первичного досмотра в Ивангороде сотрудники таможни выяснили, что в машине из 547 грузовых мест 422 занимали товар, не соответствовавший указанной маркировке. Вместо кондиционеров, внесенных в декларацию, там находились более дорогие модели марки Fudgi перевертыши .

Похожие ситуации только за последний месяц повторялись еще трижды. 30 июля на таможенный пост в Ивангороде прибыл эстонский автомобиль Volvo . Уроженец города Нарвы также провозил кондиционеры разного наименования в ту же питерскую фирму. В документах было заявлено 812 грузовых мест, из которых 421 занимали перевертыши . Сотрудники, проводившие досмотр, увидели большое разнообразие дорогих кондиционеров Mc Clay и Pioneer , грузовик был битком набит техникой. Этот факт позволил, как и в первом случае, завести административное дело по части 3 статьи 16.1. КоАП РФ. И снова фирма-отправитель была той же самой.

На этом попытки переправить кондиционеры через границу по дешевке не прекратились. Уже другая эстонская фирма попробовала на тот же адрес в Петербурге протолкнуть партии с подвохом в сопроводительной документации 3 и 15 августа. Результат тот же самый административное дело.

Этот весьма распространенный прием таможенные инспектора называют перевертышем . Суть его в следующем: груз аналогичных изделий разных марок и стоимости декларируют как монолитную партию самого дешевого типа товаров. В первом случае перевозимые из Эстонии в Петербург кондиционеры были дорогими (например, партия из 8 штук стоит порядка 2 тысяч 768 долларов), и их планировали провезти под видом более старых и дешевых моделей, заплатив минимальные таможенные сборы.

При обнаружении несоответствия груза заявленному 10% досматривается на месте, затем он доставляется на Ямбургский пост, где проводят основательный досмотр и, при наличии явных нарушений товар изымается. Дело об административном правонарушении заводится инспекторами таможни. И если в процессе расследования обнаружатся признаки контрабанды, то начинается уже уголовное делопроизводство пояснили в пресс-службе Кингисеппской таможни.

По административке кошельком отвечает перевозчик, то есть дальнобойщик. Действующий Таможенный кодекс РФ предусматривает штраф в размере от 500 до 1000 минимальных окладов, но это водителей зачастую не отпугивает: большинство эстонских контрабандистов и злостных нарушителей таможенных правил из Нарвы и Кохтла-Ярве, где сильная безработица.

В первом случае водитель рассказывал: Я взял товар в Таллине, меня направили на Ямбургский таможенный пост для дальнейшего досмотра. Там выяснилось, что количество и наименование товара не соответствуют заявленному в документах. Весь груз направили в Сланцы. Я не специалист по кондиционерам, а провозимый товар был смешанным, были разные марки... . В идеале, в соответствии с Конвенцией МДП от 1975 года, они должны удостоверяться в том, что везут именно то, что на бумаге. На практике сплошь и рядом перевертыши , а то и откровенная контрабанда.

Чтобы перевертыш из административного дела перерос в уголовное, необходимо превышение разницы заявленной и реальной стоимости в 250 тысяч рублей. В противном случае это просто нарушение таможенных правил, предоставление неверных сведений о ввозимом товаре. Стопроцентная контрабанда это провоз одного товара под видом другого (к примеру, 1 августа в Морской порт Санкт-Петербург прибыл груз битумных листов, на поверку оказавшийся несколькими партиями одежды, обуви и компьютерных дисков). А так у недобросовестных перевозчиков есть свобода маневра. Как поясняют таможенники, перевертыши встречаются сплошь и рядом.

По факту двух первых поставок (27 и 30 июля) сейчас рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела. И ответят перед законом в этом случае уже не только дальнобойщики, которых безработица делает подчас менее разборчивыми и внимательными, но и недобросовестные поставщики.

Павел Викторов,

Фонтанка.ру 25.08.06