20.07.05

Ремонт мозгов очень нужен нашим чиновникам

Камчатские судовладельцы выиграли очередной суд, на котором их противником была таможня. Речь идет об освобождении от таможенных пошлин за ремонт флота в иностранных портах, чего они с успехом добиваются.

Сначала была победа на областном уровне. Теперь на уровне Дальневосточного округа. И это значимое событие не только для регионального, но и вообще для российского бизнеса.

Напомню читателям суть дела. Рыболовецкое судно нуждается в плановом текущем ремонте. Российские, в частности камчатские, фирмы предпочитают ремонтировать свой флот за рубежом. Конечно, и в нашей стране есть судоремонт. Но большинство отечественных судовладельцев он не устраивает ни по качеству, ни по цене, ни по срокам. И это совершенно не тот случай, чтобы обвинять их в отсутствии патриотизма. Они делают такой выбор не от хорошей жизни.

Но если вы думаете, что это остается для них безнаказанно, то ошибаетесь. Наше любимое государство всегда придумает, как создать проблему.

Так вот, когда судно после ремонта возвращается в свой порт, российская таможня предъявляет его владельцу требование об уплате таможенных платежей 5 % пошлина и 18 % НДС от стоимости ремонтных работ.

Минимальный ремонт обходится фирме до 50 тыс. долл. Нормальный до 300 тыс. А к этой цифре для расчета пошлины также плюсуется стоимость перехода судна до места ремонта и обратно (зарплаты, суточные экипажа, питание, топливо, амортизационные расходы). В итоге получается очень приличная сумма. Этих денег вполне хватит, чтобы укомплектовать судно на промысел: купить промвооружение, тару, робу, провизию. Но приходится их отдавать.

По идее, действия судовладельца надо приветствовать, когда он заботится о техническом состоянии флота, не экономит на нем, обеспечивает нормальные условия жизни и работы экипажей. А его за это чуть ли не штрафуют. Где логика?

Зато российская таможня на этих пошлинах наращивает себе показатели. А камчатской таможне наращивать их, похоже, вообще больше не на чем. Поскольку такая государственная политика в отношении участников внешнеэкономической деятельности привела к тому, что в нашем регионе товарооборот из года в год падает. И это бьет по государству, как бумерангом, уменьшением таможенных сборов.

А вот ремонт будет всегда, пока есть флот. Поэтому и выколачивают из судовладельца пошлину только за то, что он чинится за границей. Подается это как поддержка отечественного судоремонта. Только ему это вряд ли поможет. В рыночной экономике такие драконовские методы не действуют. Иностранные товары и услуги в большинстве случаев лучше отечественных. И пока у нас есть выбор, мы выберем то, что лучше. Никто не заставит нас поступить иначе. Разве только отечественный производитель начнет работать так же хорошо, как его иностранные коллеги. Но это еще не скоро произойдет.

Так что наш флот продолжает идти на ремонт за рубеж. Многие фирмы, в основном небольшие, готовы платить таможне за все. Но для крупных предприятий с их большим флотом и частыми ремонтами это слишком дорого. Поэтому они находят разные способы не платить.

Например, многие наши суда вообще не заходят в отечественные порты по многу лет. Для других стран это абсурд, но не для России.

Ситуация кардинально изменилась в 2004 году с принятием нового Таможенного кодекса. В этом кодексе есть статья 276 Обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств . Вот что из нее следует.

Если транспортное средство (в нашем случае судно) за пределами таможенной территории Российской Федерации подверглось обработке (в том числе ремонту), его владелец платит таможне. Но он освобождается от таможенных платежей, если ремонт был необходим для обеспечения сохранности и эксплуатации транспортного средства, и для поддержания его в состоянии, в котором оно находилось до вывоза за границу.

Согласитесь: любой ремонт любого механизма направлен на обеспечение его сохранности и эксплуатации. И после ремонта судно всегда должно возвращаться в том состоянии, в котором уходило то есть в исправном. Значит, каким бы ни был ремонт текущим, капитальным, аварийным и т. д., таможне за него платить не надо.

Все правильно получается. Ведь после текущего, капитального, аварийного и т. д. ремонта судно не становится больше, мощнее, быстрее, дороже. Это не модернизация. Речь действительно идет всего лишь о поддержании парохода в рабочем состоянии, чтобы он при ближайшем шторме не пошел ко дну и не потащил за собой людей. Спрашивается, за что платить таможне? За то, что покрасили судно не в России?

Это один из немногих случаев, когда законодатель принял справедливое решение. Хотя, похоже, сделал это случайно и сам того не понял. Об этом свидетельствует некоторая невнятность статьи 276. Но судовладелец может трактовать ее в свою пользу. И это ее единственно возможная трактовка, что и подтвердил суд.

Здесь мы переходим к самому главному. Осенью-зимой прошлого года несколько камчатских предприятий обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с просьбой признать незаконным отказ местной таможни освободить их от уплаты пошлин за ремонт судов в иностранных портах. В судебных заявлениях как раз и была ссылка на ст. 276. Суд признал эти требования обоснованными.

Конечно, таможня с таким решением не согласилась и сразу обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (Хабаровск). Приведу только одну фразу из жалобы (похоже, это как раз то, что беспокоит сотрудников таможни больше всего): Если следовать логике суда, то под освобождение от уплаты таможенных платежей попадают любого вида ремонтные работы .

Обеспокоенность таможенников можно понять. Ведь они лишаются одного из главных источников платежей. А платежи это их показатель работы, как тонны угля для шахтеров. Больше платежей больше штат, выше статус. Есть за что бороться.

Один из главных доводов таможни: судовладелец не представил доказательств того, что его судно после ремонта вернулось в том же состоянии, в котором ушло. Но Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа этот довод отклонил, поскольку таможня не представила доказательств иного. А по закону обязанность доказывания суд возлагает на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) . В нашем случае на таможню.

В итоге ее кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.

Постановление окружного суда может быть пересмотрено только Высшим арбитражным судом в Москве уже без участия сторон. Но, откровенно говоря, у таможни здесь мало шансов, так как решения судов первой и кассационной инстанций полностью соответствуют действующему законодательству. Причин для их пересмотра и отмены нет.

Тем временем все остается, как было. Суда возвращаются после ремонта из Южной Кореи и Китая, таможня выставляет их владельцам счета. Те в свою очередь обращаются в суд. И опять все по-новой.

Таможня продолжает толковать Таможенный кодекс по-своему. Кроме того, существует несколько писем за подписью чиновников Федеральной таможенной службы (ФТС), которые разъясняют своим коллегам в регионах, что пошлину за ремонт в других странах брать все-таки надо. Но эти письма не являются нормативными документами. Это всего лишь частное мнение отдельных должностных лиц. Среди них начальник правового управления ФТС Г. Баландина, которая пишет о том, что взимание таких пошлин основано на соблюдении интересов российских организаций, осуществляющих ремонтные работы на территории России, что соответствует интересам российской экономики в целом (иными словами, более качественный ремонт судов за рубежом, главная цель которого обеспечение сохранности судна и забота о жизни членов экипажа, противоречит интересам России, наносит существенный урон ее экономике).

К чему приведет такая позиция генерал-майора таможенной службы Баландиной и ее коллег? Возьмем, к примеру, Камчатскую область. Все ловят в одно и то же время. Простой в одно и то же время: после минтаевой путины в мае-июне флот отдыхает , ремонтируется, готовится. Вот представьте, что местных судовладельцев заставят проходить ремонт на Камчатке. В нашей области по реестру несколько сот судов (плюс флот КАО). У нашего судоремонта просто мощностей не хватит на такую армаду. Здесь скопится очередь на два года вперед.

Но даже те, кто окажется в этой очереди первым, закончат ремонтные работы очень не скоро. Допустим, судну потребуется какая-то запчасть. Если бы ремонт проходил в Пусане, ее доставили бы в течение 12 20 часов в зависимости от страны отправителя. А если такая ситуация возникнет в российском порту, то с учетом доставки, таможенных формальностей и проблем по сертифицированию такое удовольствие затянется на пять десять дней. А это дополнительные финансовые затраты и простой.

Понятно, что после того, как таможня проиграла арбитраж, она предпримет ответные действия. Видимо, будет добиваться внесения в Таможенный кодекс поправок, которые исключат всякую возможность освобождения по платежам.

Иностранные порты для российского флота уже давно стали роднее и ближе отечественных. Значит, станут еще роднее. Скоро в российские порты суда вообще заходить не будут.

Я согласен с тем, что надо поддерживать отечественного производителя. Но, повторюсь, российский судоремонт вряд ли станет популярнее от этого. Точно так же, как не стали популярнее российские авто после повышения таможенных пошлин на ввоз иномарок.

И потом: наш рыбак это разве не отечественный производитель? Его поддерживать не надо? Ему помощь не нужна? И ведь просит он совсем немного снимать с него не три шкуры, а хотя бы две.

Как же убедить наших чиновников и законодателей в этих простых истинах? Во-первых, надо чаще судиться, отстаивая свои права. Дело это не бесполезное. Удачный опыт есть. О нем мы сегодня рассказали. Во-вторых, рыбопромышленникам надо объединять свои усилия. Существуют рыбацкие союзы, ассоциации. Они и должны пробивать брешь в стене чиновничьего непонимания и формализма.

Кстати, то, что наши предприятия бьют таможню в суде, дает первые положительные результаты: руководство ФТС публично признает, что их служба часто не права. Это уже прогресс. На сайте vch.ru помещен материал Таможня борется с неграмотностью (автор Геннадий Леонов).

Цитирую: Как сообщил руководитель ФТС Александр Жерихов, в прошлом году бизнес отспорил у его ведомства более миллиарда рублей. В этом году, похоже, будет установлен новый рекорд. Только в I квартале эта цифра уже перевалила за полмиллиарда.

По признанию самого главы таможенной службы, львиная доля убыточных дел возникает из-за грубого нарушения процессуальных правил самими таможенниками и из-за низкого уровня знаний ими таможенных законов. Половину дел суды отменяют из-за отсутствия состава преступления , другая половина разваливается из-за неясных, двояко толкуемых судьями таможенных норм и правил. Кроме того, как выяснилось, защищая в судах государственные интересы, таможенники зачастую относятся к ним слишком формально . А попросту говоря безответственно

За каждый проигранный таможней судебный иск, в том числе с начислением процентов, расплачивается государственная казна. То есть налогоґплательщик

Жерихов запретил подчиненным подавать формальные кассации и апелляции на бесперспективные судебные решения, заметив, что реально это приносит лишь убытки федеральной казне

Правовая грамотность населения растет, и нам не надо этого бояться, утверждает главный таможенник страны. Позиция таможенник всегда прав пусть останется в прошлом .

Вести (Петропавловск-Камчатский)20.07.05