16.07.18

Регламент налогового администрирования в ЕАЭС

Нурматбек Таджиевич Мамбеталиев, Начальник отдела налоговой политики и департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии

Стенограмма выступления Н. Т. Мамбеталиева на заседании Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности на тему: «Возврат НДС при экспорте: проблемы и пути решения».

Спартак Андрей Николаевич (председатель Комитета, Директор ОАО «Всероссийские научно-исследовательский конъюнктурный институт»): «Добрый день! Сегодня у нас очередное заседание Комитета Торгово-промышленной палаты по вопросам экономической интеграции внешнеэкономической деятельности. Один из таких чувствительных вопросов для развития внешнеэкономической деятельности, для наших экспортеров – это процедура подтверждения нулевой ставки и возврат НДС при экспорте. Тема очень важная. У нас поставлены достаточно амбициозные задачи по увеличению нашего экспорта. В идеале вся система поддержки экспорта должна работать слажено. Если мы выделяем деньги на программы поддержки экспорта, то мы должны сделать так, чтобы эти деньги не обесценивались нашими внутренними таможенными барьерами при вывозе продукции, сложностями с возвратом НДС, высокими барьерами на внешнем рынке. Одна из остающихся серьезных задач в развитии экспорта – это сделать так, чтобы система работала слажено и была синергия. Пока еще у нас одна рука дает, а другая ограничивает. Тем более, что у нас по НДС возрастает актуальность в связи с тем, что повышается ставка НДС (соответственно, цена вопроса больше). Первый вопрос сегодня – это обсуждение процедур и существующих проблем с подтверждением нулевой ставки и возвратом НДС при экспорте в страны Евразийского экономического союза. Хочу обратить внимание на то, что этот вопрос совсем не частный. Для всех стран Евразийского союза партнеры по Евразийскому союзу являются в значительной степени безальтернативными покупателями несырьевой, неэнергетической продукции. Я хотел бы предложить начать наше сегодняшнее обсуждение с того, что мы имеем в нашем Евразийском экономическом союзе в плане работы с НДС. Передаю слово начальнику отдела налоговой политики и департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии Мамбеталиеву Нурматбеку Таджиевичу».

Мамбеталиев Нурматбек Таджиевич: «Уважаемые участники встречи, я рад, что происходит такой диалог. Как правило, мы являемся участниками таких диалогов почти во всех странах, которые входят в наш Союз. Недавно мы обсуждали те же вопросы в Казахстане с Национальной промышленной палатой. Эти же вопросы поднимались в Торгово-промышленной палате Республики Беларусь. Тема очень актуальная и, с какой-то стороны, вечная. Я давно занимаюсь налогами и, несмотря на то, что мы проходим эволюционно от зоны свободной торговли к таможенному союзу, создаем единое экономическое пространство, строим союз, эта тема остается на повестке дня на любом этапе нашего интеграционного взаимодействия.

Хотел бы коротко обрисовать ту систему координат, в которой находятся наши страны в вопросах взимания, администрирования косвенных налогов. Мне предлагали выступить на тему возврата, но я не оправдаю надежд многих слушателей. Как правило, возврат производит тот, кто собирает. Мы же определяем правила игры. На этих правилах я хотел бы остановиться. Вопросам налогов у нас в Договоре о Евразийском экономическом союзе посвящен Раздел № 17 «Налоги и налогообложение». Там есть три определяющие статьи – 71, 72, 73. К теме нашей сегодняшней встречи относятся статьи 71 и 72. Когда мы кодифицировали нашу договорно-правовую базу ЕАЭС, то в статье 71 мы определили принцип недискриминации налогообложения. Также в этой статье мы определяли направления гармонизации налогового законодательства и в первую очередь гармонизацию ставок акцизов на чувствительные товары, и, безусловно, совершенствование системы взимания НДС во взаимной торговле. Статья 72 непосредственно посвящена взиманию косвенных налогов, взиманию НДС. Здесь мы четко прописали принцип страны назначения, он существует везде, поскольку модель ЕАЭС. Обязательно – это применение нулевой ставки НДС при экспорте.

Основной целью является создание безбарьерной среды на пути движения четырех сторон. Основными документами, помимо Раздела 17, является Приложение № 18, в котором мы четко определили регламент взаимодействия, администрирования косвенных налогов во взаимной торговле. Следующим документом у нас является протокол об обмене информацией. Это единый регламент информационного взаимодействия налоговых органов, где утвержден основной документ, который пришел взамен грузовой таможенной декларации – это заявление о ввозе товаров.

Нормативно-правовая база позволила упразднить таможенное оформление и таможенный контроль, перевести его на внешний периметр. Приложением №18 мы установили единый регламент налогового администрирования. Протокол об обмене информации – это единый стандарт информационного обмена. Четвертое направление – это барьеры, ограничения, то есть те или иные проблемы, которые возникают всегда. Над ними мы работаем ежедневно.

Мы постоянно анализируем порядок возмещения НДС. Я уже говорил, что сама процедура возврата определяется национальным законодательством, но общую картину того, как это происходит, мы мониторим и даем те или иные рекомендации там, где это возможно. Так как в зале присутствует большое количество представителей бизнес-сообщества, то надо сказать, что, несмотря на то, что у нас нет полномочий, стороны придерживаются налогового суверенитета как по установлению ставок, так и процедур по возмещению. Мы создали специализированную площадку в рамках Комиссии. Она называется Консультативным комитетом по налоговой политике и администрированию. Все проблемные вопросы с бизнес-сообществом мы рассматриваем там с привлечением налоговых политиков и налоговых администраторов с каждой стороны. Поэтому по любым вопросам и проблемам вы можете писать нам. Любой вопрос, попадающий на данную площадку, мы не оставляем без внимания.

Несколько слов о направлении нашей дальнейшей деятельности в вопросах совершенствования системы. Мы определили 5 направлений. Вопросы совершенствования подакцизной продукции. Они очень чувствительны и являются зоной риска, так как участвуют в неконтролируемом трансграничном документообороте. Кроме того, у нас остались долги со времен Таможенного союза, так как не все рынки товаров завершены и функционируют в полной мере. В данном случае я говорю о рынке алкогольной продукции и о рынке табака и сигарет. Мы участвуем в вопросах маркировки продукции. Был эксперимент по шубам, дальше этот тренд распространяется на более широкий ассортимент товаров. На очереди у нас лекарственные препараты. Сейчас идет большой пилотный проект по маркировке табачной продукции. Все эти моменты на основе тех пилотов, которые идут в России, будут последовательно тиражироваться на всем пространстве ЕАЭС.

Создание интегрированной системы. Мы хотим видеть всех своих участников ВЭД. В будущем эта система будет интегрирована в единую информационную систему ЕАЭС.

Вопросы прослеживаемости товаров. В каждой стране Союза развиваются национальные компоненты прослеживаемости товаров. Мы готовим сейчас ее нормативно-правовое обоснование, чтобы дальше стыковать эти национальные компоненты в единую систему прослеживаемости.

Вопросы совершенствования электронного взаимодействия налоговых органов и организации автоматического обмена информации. Здесь мы смотрим самые передовые опыты как у ЕС, так и между нашими странами именно так, чтобы налогоплательщики и участники ВЭД онлайн могли увидеть состояние своего заявления, которое подтверждает экспорт и дает ему право на возмещение уплаченных сумм НДС. Также это дает возможность совершенствования других видов электронных сервисов. Коротко у меня все, готов ответить на вопросы».

Вопрос: «Так как вы мониторите, то, каким образом системы функционируют в рамках Евразийского экономического союза? У Вас есть представление по самым серьезным/болевым точкам, например, на национальном уровне. Наверняка, поступает обратная связь от бизнеса. Сформулируйте, пожалуйста, три основных непростых момента в этой системе».

Мамбеталиев Нурматбек Таджиевич: «Это многочисленный документооборот. Документы дублируются и должны быть представлены в несколько разных органов. Я не зря отмечал то, что касается подакцизной группы, то есть то, что маркируемо. Несмотря на то, что мы в рамках единого рынка и единого администрирования, все-таки вопросы специального администрирования данной группы, переданы таможенным органам. Одни и те же пакеты документов предоставляются как в таможенные органы, так и в налоговые органы. Следующий момент. Не так совершенна статистика взаимной торговли. Здесь собирается почти такой же пакет документов. Этот пакет относят в статистические органы, которые хотят наблюдать как развивается наша взаимная торговля. Проблема также есть в том, что существует много схем, когда вопросы внешнеэкономического взаимодействия остаются вне поля зрения. Такие моменты есть, и они идут по многим чувствительным подакцизным видам продукции. Эту систему мы вводили между в РФ и Беларусью в 2004 году, а стала она действовать в 2005 году. В 2010 году мы присоединили Казахстан, а далее уже Армению и Киргизию. Тогда была пиковая волна обращений по проблемным моментам. Сегодня этот пик спадает. Ежемесячно обмен заявлениями о подтверждении, например, между Россией и Казахстаном, составляет порядка 40 тысяч в месяц. В год эта цифра доходит 400 тысяч. Такой же объем сохраняется и с Беларусью. Система понемногу начинает работать, начинает показывать эффективность и устойчивый характер».

Спартак Андрей Николаевич: «Сегодня присутствуют представители российских фискальных органов, надо продолжить дискуссию и слово предоставить Сергею Альбертовичу Лебедеву, Советнику управления камерального контроля ФНС России».

Лебедев Сергей Альбертович: «В данном вопросе очень много делается налоговой службой. Поэтому нельзя говорить, что работа не ведется. Например, при экспорте создана возможность предоставления реестра документов в электронном виде, что помогает бизнесу не собирать бумаги, а общаться в электронном виде с налоговыми органами. В 2015 году было изменение в Налоговом кодексе, когда был добавлен п. 15 статьи 165. Этот пункт позволяет бизнесу не готовить пакет документов по нулевой ставке, а предоставлять реестр в электронном виде. Все подтверждения происходит без явки налогоплательщика в налоговый орган. Это упрощает проверку и затраты налогоплательщика. Очень часто налогоплательщику нужно было готовить документы (в данном случае таможенную декларацию) с отметкой налоговых органов. В настоящий момент по законопроекту, которые находится в Госдуме, вносится изменение в Налоговой кодекс. Основная задача, которая в нем поставлена состоит в том, чтобы на бумажном носителе не было запроса в таможенные органы».

Овчинников Андрей Валентинович, заместитель начальника отдела декларирования товаров главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России: «В электронном виде все срезы предоставляются в налоговые органы. Соответственно, мы с ними взаимодействуем и работаем. Как было сказано, если в электронном виде предоставляется реестр, то в электронном виде он и просматривается».

Альта-Софт