Реальное противодействие серому импорту возможно только экономическими методами, считают автодилеры
Именно в связи с одной из серых схем автомобильного импорта сейчас ведется
уголовное дело по ч. 4 ст. 188 УК РФ (контрабанда) в отношении Григория
Брудного, совладельца известного петербургского автодилера Gregory's
Cars.
Эксклюзивные автомобили таких марок, как Ferrari, Rolls Royce, Bentley,
Aston Martin, Maserati, Porsche, Wiesmann Roadster, которые впоследствии
продавались в автосалоне Gregory's Cars, формально ввозились по
генеральным доверенностям, оформленным на физических лиц, в частности,
пенсионеров и студентов (по данным пресс-службы департамента экономической
безопасности МВД России).
"Ввоз через физлица -- это самая распространенная в автобизнесе серая
схема", -- считает Алексей Голубятников, руководитель отдела продаж
Mitsubishi ООО "Карлайн".
Она дает возможность избежать уплаты налогов при продаже автомобилей, так
как формально продавцами выступают физические лица, а автосалон получает
комиссию.
Как платят меньше
Также имеют применение и другие серые схемы. Одна из них -- это ввоз по
заниженной стоимости. Снижение таможенной стоимости предполагается для
битых, старых атомобилей.
Также схемой может оказаться ввоз автомобиля, к примеру, через Калининград.
Статус особой экономической зоны предполагает льготный налоговый и
таможенный режим.
Двойной НДС
Одна из причин ухода автодилеров в серые схемы -- несовершенство
законодательной базы. "Существующие законы загоняют в тень автосалоны,
торгующие подержанными автомобилями, -- считает Вячеслав Жигалов,
председатель совета директоров ООО "Ауди Центр Петербург" (48077)*, -- им
невыгодно продавать автомобили от своего лица, поэтому применяется
комиссионная продажа от имени физических лиц. С проданного салоном
физическому лицу автомобиля нужно заплатить НДС. При выкупе у физлица
автомобиля обратно НДС к возмещению не подается. При следующей продаже
другому физлицу того же автомобиля НДС снова нужно уплатить. То есть НДС
приходится заплатить дважды. В таких условиях нормально могут существовать
только официальные дилеры, торгующие новыми автомобилями".
Кнутом и пряником
Пресечь схемы серого импорта в автобизнесе можно только экономическим
путем, считает Вячеслав Жигалов: "Пока будет сохраняться такая ситуация в
законодательстве, что ввозить автомобили через физлица дешевле, ничего не
изменится -- серый ввоз иномарок не прекратится. Необходимо менять законы
и пошлины".
Деловай Петербург 22.02.06