18.03.09

Проверка кризисом на прочность

Эксперты таможенных служб Азербайджана, Белоруссии, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Узбекистана – стран-участников Содружества независимых государств – обменялись в Москве информацией о путях и направлениях своего развития. Эта встреча прошла в рамках Совета руководителей таможенных служб (СРТС).

Повестка дня насчитывала семь вопросов, в том числе: о направлениях развития нормативной базы сотрудничества государств-участников СНГ в таможенной сфере; о возможности создания Единой информационной системы таможенных служб государств-участников СНГ; о гармонизации и унификации таможенного законодательства, форм документов, правил их заполнения и форм отражения принимаемых решений; о методологиях таможенной статистики внешней торговли, применяемых в государствах-участниках СНГ, и организации обмена данными таможенной статистики. Однако секретарь СРТС, первый заместитель начальника Управления таможенного сотрудничества Наталья Воронцова призвала своих коллег высказываться не только в рамках заданных тем и докладов, но и к свободной дискуссии о путях развития таможенных администраций, представляемых экспертами, а также и об их видении сотрудничества на пространстве СНГ.

Как известно, в настоящее время на постсоветском пространстве существует несколько союзов и объединений, в которых осуществляется также и взаимодействие в таможенной сфере. В этой связи, подчеркнул председатель СРТС и глава ФТС России Андрей Бель-янинов в своем пожелании участникам встречи, важно понять, куда мы идем и как будем дальше строить свои отношения на пространстве СНГ.

В новый 2009 год все страны СНГ, как и весь остальной мир, вступили в разгар кризиса, который, безусловно, влияет на ранее принятые планы. Так, на эту встречу из-за материальных проблем не смогли приехать эксперты из Армении, Казахстана и Украины. Что же касается их коллег, собравшихся в Москве, то все они так или иначе касались в своих выступлениях этой темы. Однако, несмотря на трудности, подчеркивали все, таможенное дело не стоит на месте. Поэтому так важно было узнать о достижениях и планах на будущее каждого, чтобы, в том числе используя чужой опыт, не делать своих ошибок. В настоящее время таможенные службы государств-участников СНГ находятся на разных стадиях развития, исходя из политических и экономических реалий своих стран.

Так, по словам, заместителя начальника Правового отдела ГТК Киргизии Нурлана Тоотаева, в прошлом году в стране был утвержден план развития таможенной службы Киргизии до 2011 года, в котором определены важнейшие направления работы, в том числе по электронному декларированию, по предварительному информированию. Однако, выразил он сожаление, «денег на это пока нет». В Белоруссии же еще в 2008 году была закончена разработка системы по электронному декларированию и, по словам заместителя начальника Управления информационных технологий, таможенной статистики и анализа ГТК Белоруссии Михаила Щерба-цевича, до сентября 2009 года на электронное декларирование предполагается перевести весь экспорт, а затем и импорт. Скорее всего, заметил он, в Таможенный кодекс будет внесена отдельная глава по электронному декларированию.

В 2008 году была утверждена концепция развития таможенных органов и в Таджикистане. По словам заместителя начальника Управления правового обеспечения Таможенной службы при правительстве Таджикистана Рустама Абдусаломова, самым «больным» вопросом для таджикских таможенников является транзит товаров. Но реалии таковы, что пока у Таможенной службы нет столь необходимых инспекционно-досмотровых комплексов. Предполагается в текущем году закупить пять ИДК. Что касается принципа «одного окна», то таджикские таможенники только готовятся к работе по этой передовой технологии. А вот их коллеги из Молдавии, по словам директора Главного управления таможенных процедур Таможенной службы Молдавии Владислава Швеца, сильно продвинулись по «единому окну». В настоящее время, по его словам, с границы уже ушли все службы, кроме таможенников и пограничников. Участников встречи заинтересовало и то, что в Молдавии, помимо Таможенного кодекса, действует также и Кодекс таможенных процедур, чего больше нет ни в одной из стран СНГ.

«Это хорошо, что на таких встречах можно узнать, что делается в других странах, и обсудить», – заметил начальник Главного управления организации таможенного контроля ГТК Азербайджана Шахин Багиров. С первого января 2009 года, обратил он внимание коллег, в Азербайджане также перешли к работе по принципу «одного окна», и это очень важно, поскольку именно вопросам транзита и пересечения границы в Азербайджане уделяется особое внимание. По словам Шахина Багирова, в стране подготовлен новый Таможенный кодекс, и есть основания надеяться, что в скором времени он будет принят и вступит в силу.

Ждут принятия Таможенного кодекса и в Узбекистане. По словам главного инспектора Управления таможенного сотрудничества ГТК Узбекистана Мав-люды Дарвишевой, это самая болезненная тема для узбекских таможенных органов, поскольку работа над документом ведется с 2006 года. Тем не менее, заметила она, «мы развиваемся, осваиваем новые технологии». Приоритетными для страны, сказала Мавлюда Дарвишева, являются двусторонние отношения. В настоящее время действуют порядка 100 соглашений с государствами-членами СНГ, и ГТК Узбекистана констатирует, что все они – работающие. Кстати, белорусская сторона проводит инвентаризацию документов по таможенной политике. По предварительным данным, сказал начальник Правового управления ГТК Белоруссии Александр Адерейко, из 15 действующих договоров 13 требуют переработки, 6 соглашений можно без ущерба денонсировать уже сейчас. Эксперт из Таджикистана полагает, что необходимо пересмотреть более 20 нормативных актов в рамках СНГ, считая, что они уже устарели морально. Узбекистан, по словам Мавлюды Дар-вишевой, крайне заинтересован в эксперименте по обмену предварительной информацией с Россией и с нетерпением ждет начала проекта. А в Белоруссии с начала года, по словам Михаила Щербацевича, система предварительного информирования уже введена в эксплуатацию. Ведется активная ра- бота с соседями – членами ЕС, чтобы белорусская сторона получала предварительную информацию в двух форматах: не только от бизнеса, но и от таможенных органов. Он призвал коллег по СНГ поддержать их позицию, поскольку важность предварительной информации в формате «таможня с таможней» трудно переоценить при осуществлении таможенного администрирования.

Одна из глобальных задач, которую поставили перед своими таможенными администрациями главы правительств стран СНГ – это создание Единой информационной системы (ЕИС) таможенных служб государств-участников СНГ. Однако, как показал обмен мнениями экспертов, пока эта задача видится им в перспективе. Большинство склоняется к двустороннему обмену информацией, находя, что именно такой формат необходимо нарабатывать. По словам Михаила Щербацевича, ЕИС нужна. Но, столкнувшись с созданием подобной системы в рамках Союзного государства России и Белоруссии, он считает, что пока ее создание преждевременно. Эксперт из Азербайджана Шахин Баги-ров заметил, что на создание ЕИС влияют в том числе политические и экономические факторы, помимо различий в методологии при статистическом анализе. «Иным должен быть уровень экономической интеграции в рамках СНГ – сказал он. – Мы же не можем создать только таможенную ЕИС, оторванную от экономики».

«Дело не в методологии», – считает начальник отдела Методологии и сопоставления данных Управления таможенной статистики и анализа ФТС России Елена Королева. – Проблема скорее в нюансах сбора и обработки информации». Она проинформировала участников встречи о том, что рабочая группа под председательством украинской стороны готовит проект методики проведения сопоставительного анализа данных таможенной статистики во взаимной торговле товарами стран СНГ, что поможет наладить обмен данными таможенной статистики внешней торговли. Пла- нируется, что во втором полугодии текущего года методика будет представлена на СРТС.

Российская сторона представила своим коллегам по СНГ проект Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года (Стратегия), и с презентацией проекта выступил начальник Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин. По его словам, Стратегия – это система долговременных целевых установок государственной политики в сфере таможенного дела, носящих принципиальных характер и предполагающих их поэтапную реализацию. При этом совершенствование государственной политики в сфере таможенного дела Российской Федерации будет осуществляться по многим направлениям, в числе которых и развитие международного сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Что касается тем, заявленных во встрече экспертов, то они также нашли отражение в Стратегии. В частности, в проекте говорится, что «организация обмена предварительной информацией в форме электронных документов в отношении товаров, перемещаемых через общую границу со странами – членами Европейского союза, будет осуществляться в режиме времени, близком к реальному. В рамках Евразийского экономического сообщества будет создана единая автоматизированная информационная система таможенных органов Таможенного союза».

Кроме того, Российская таможенная служба намерена выступать с инициативной ролью в процессах экономической интеграции на пространстве Содружества независимых государств. При этом основные усилия в интеграционной сфере, говорится в Стратегии, будут прилагаться к формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, созданию его нормативной базы, институциональных и функциональных органов. Первоочередное внимание будет уделено обустройству внешних границ ЕврАзЭС в рамках пилотного проекта «Транспортные ворота ЕврАзЭС» в соответствии со Стратегией создания и развития международных логистических центров Евразийского экономического сообщества.

Журнал "Таможня" №5 2009г.