26.12.12

Прощай, Якутская таможня!

Сегодня официально прекратила свое существование Якутская таможня. Это ведомство действовало в республике более 23 лет.

В целях совершенствования структуры таможенных органов, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, с 26 декабря 2012 года Якутская таможня ликвидируется. Якутский и Нерюнгринский посты с минимальными штатами присоединяются к Благовещенской таможне и будут именоваться так, как того пожелают на новом месте.

Учитывая, что в рядах Якутской таможни служили 98 человек, под сокращение попали почти две трети личного состава. Правда, после расторжения контракта экс-таможенники получат компенсацию в размере денежного довольствия за четыре месяца, а не имеющие дисциплинарных взысканий еще и премию по итогам года. Тем не менее, согласитесь, остаться в канун Нового года без работы — мало приятного. Нечто подобное происходило в декабре 2000 года, когда руководство тогда еще Государственного таможенного комитета посчитало, что не нужны Мирнинский и Тиксинский посты, и из 110 человек личного состава Якутской таможни сократили 40 человек. Спустя какое-то время после сокращения кадры начали набирать вновь до прежней численности, но с тех пор в республике так и осталось два поста — в Якутске и Нерюнгри. В итоге на оформление грузов в морской порт Тикси таможенные инспектора выезжали из столицы в многонедельные командировки. Как ликвидация Якутской таможни согласовывается с приходом в столицу республики той же железной дороги, вопрос, конечно, интересный. Ведь грузопоток товаров, подлежащих таможенному оформлению, возрастет многократно. Главный аргумент одобряющих произошедшую реформу — по большому счету нагрузка на Якутскую таможню была невелика — в среднем около тысячи деклараций в год (например, объемы Хабаровской таможни десятки тысяч деклараций в год). В то же время, как показывает практика, ликвидация таможенных подразделений внутри регионов приводит к тому, что посты на границах буквально «зашиваются». Отсюда задержка оформления и увеличение очередей на приграничных постах. Ситуация осложняется тем, что по традиции российские таможенники работают на «сплошной досмотр», в то время как их зарубежные коллеги действуют выборочно, что называется, «по наводке».

Впрочем, тенденция сокращения и слияния таможен наблюдается по всей стране уже который год. В любом случае ветераны таможни, по понятной причине не назвавшие своих имен, убеждены, что «сейчас всех уволят, а потом будут набирать вновь»…

На днях состоялось совещание по итогам деятельности Якутской таможни не только за 2012 год, но и за весь период самостоятельного существования. Перед коллективом выступил начальник таможни Федор Чепалов, успокоивший: «Несмотря на реорганизацию, история таможенного дела в республике не заканчивается, так как остаются действовать Якутский и Нерюнгринский посты».

История Якутской таможни началась в советское время, когда приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР от 20 ноября 1989 года №192 «О создании таможенных учреждений» была создана Якутская таможня с дислокацией в столице республики. К основной деятельности таможня приступила 1 сентября 1990 года — в этот день была оформлена первая грузовая таможенная декларация. За годы работы ведомством перечислено в федеральный бюджет более 7,5 миллиарда рублей, оформлено свыше 23500 грузовых таможенных деклараций, более 2500 воздушных судов, досмотрено 200 тысяч пассажиров, возбуждено 44 уголовных дела и составлено 2200 протоколов об административных правонарушениях.

На момент реорганизации 95% личного состава таможни — выпускники высших учебных заведений, в их числе шесть обладателей дипломов Российской таможенной академии. Желающим из числа сокращенных предложили продолжить службу на других таможнях России, в том числе в Санкт-Петербурге, Северо-Курильске, Биробиджане и Благовещенске. Сменить ради карьеры место жительства решились единицы.

Якутия