28.03.06

Проблемы экспортного контроля объединили русских и американцев

По приглашению Таможенной и пограничной службы США г. Лос-Анджелеса и Сан-Диего (штат Калифорния) делегация российских таможенников побывала в Соединенных Штатах Америки. В состав делегации вошли специалисты подразделений торговых ограничений и экспортного контроля региональных таможенных управлений и аппарата Федеральной таможенной службы России. Дальневосточное таможенное управление представляла Галина Щербина, возглавляющая соответствующее отделение ДВТУ.

Цель 10-дневного визита таможенников знакомство с организацией таможенного контроля и функционированием системы управления рисками в рамках Программы экспортного контроля и безопасности США.

Во время пребывания в США российская делегация побывала в морском пункте пропуска порту Лонг Бич (Long Beach), в аэропорту Лос-Анджелеса, в пунктах пропуска на границе с Мексикой, а также в центральных подразделениях офисов таможенных операций Лос-Анджелеса и Сан-Диего.

Круг задач, которые стоят перед заокеанскими таможенниками, гораздо шире, чем у российских коллег. На первом месте - выявление грузов, которые могут использоваться для осуществления террористических актов. Далее по значимости - пресечение нелегального ввоза наркотиков, иммиграционный контроль, ветеринарный и санитарный контроль, выявление контрафактной продукции. Кроме этого, на таможенников возложены функции еще 40 агентств и ведомств по контролю требований, установленных 400 федеральными законами США. Что касается самого процесса таможенного контроля, то он во многом схож с российским: контроль документов, досмотр товара, постаудит. Однако таможенные органы США отличает высокий уровень технической оснащенности. Это ускоряет и упрощает таможенные операции. В США участники внешнеэкономической деятельности представляют в таможню сведения о товаре в электронном виде. Кроме того, у наших коллег законодательно закреплена обязанность предварительного информирования. На морском транспорте сведения в таможенные органы подаются - за 24 часа до погрузки контейнера на борт судна; при перемещении груза автомобилем за 2-6 часов до пересечения границы. Авиаперевозчики сообщают данные о грузе - за 1 час до вылета самолета, о пассажирах - за 24 часа. У нас система электронного декларирования не столь развита. Чаще всего бизнесмены представляет в таможенные органы сведения о товаре в письменном виде. Не реализован в полной мере и механизм предварительного информирования, при котором информация о товаре поступает в таможенные органы до фактического перемещения его через таможенную границу. Предварительное информирование - одно из условий эффективной работы контролирующих органов. Поэтому в ближайшее время предусматривается его развивать, согласовывать с нашими партнерами при подписании межправительственных соглашений.

В Америке, так же как и в России, большое значение придается системе управления рисками. После поступления информации в таможенный орган, она автоматически обрабатывается, при этом товару присваиваются баллы, в зависимости от их количества решается вопрос о дополнительных мерах таможенного контроля.

Во время визита россиянам была продемонстрирована работа инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Они широко используются американскими таможенниками. Пропускная способность стационарных ИДК 10 грузовых транспортных средств в час, мобильных до 6 автомобилей в час. В нашей стране процесс оснащения пограничных пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами начался в прошлом году и сегодня является одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной таможенной службы. До 2010 года на границах России планируется развернуть 72 ИДК. На Дальнем Востоке первые комплексы появятся в этом году. Пионерами станут таможенные посты Морской порт Восточный Находкинской таможни и МАПП Пограничный Гродековской таможни.

Особое впечатление произвели на россиян программные продукты, которые используют в своей работе американцы. Например, в области карантинного и ветеринарного контроля. В этом направлении таможенники активно взаимодействуют с Министерством сельского хозяйства США. Разработанные министерством и своевременно представляемые нормативные документы таможенники в полной мере применяют на практике контролируют качество ввозимых в США продуктов питания. (Интересно, что вывоз животноводческой и сельскохозяйственной продукции американцев не интересует).

О тесном взаимодействии и полной согласованности законодательных баз контролирующих органов, которые существует в США, россиянам приходится пока только мечтать. Концепция развития таможенных органов, рассчитанная до 2010 года, предполагает нахождение в пунктах пропуска только двух служб: пограничной и таможенной. На специалистов таможни будет возложена большая ответственность по контролю товаров самого разного характера. Поэтому создание единой базы контролирующих органов является одной из первоочередных задач.

По общему мнению россиян, поездка в Соединенные Штаты Америки оказалась очень познавательной. Кроме полученных знаний в области таможенного контроля, наши специалисты на практике увидели, как работают коллеги на другом побережье Тихого океана, познакомились с техническими новинками в области таможенного дела. Подобные встречи происходят не в первый раз, и всегда таможенники двух стран находят общий язык, интересные темы, намечают новые области сотрудничества.

Пресс-служба ФТС РФ; 28.03.06