Правительство наносит удар по мелким торговцам
Правительство приняло решение ужесточить таможенные правила,
и теперь граждане, возвращающиеся из-за границы в Россию, смогут
беспошлинно провезти с собой лишь 35 кг груза раз в месяц. Все, что
сверх этой нормы, будет облагаться по "импортному" тарифу - 38% от
стоимости провезенного плюс НДС. Ранее можно было провозить
беспошлинно 50 кг еженедельно. Ужесточение таможенных правил -
тяжелый удар по "челночному" бизнесу, в начале 90-х накормившему и
одевшему миллионы раздетых и голодных постсоветских людей.
Нарастили мускулы
Москва. Аэропорт Шереметьево. Поздний вечер. Один за другим
прибывают рейсы из Стамбула. Пассажиры, обвешанные баулами, бегом
устремляются к багажному транспортеру и за считаные секунды из
хаоса однородных сумок выхватывают свою. Как это у них получается -
для постороннего загадка. Но тертый "челнок" всегда отличит родной
сумарь по одному ему известной примете.
Теперь задача - допереть неподъемную поклажу до таможенного
терминала. Некоторое время назад, возвращаясь из стамбульской
командировки, корреспондент "МН" по доброте душевной согласился
поносить чужую сумочку и чуть не надорвался под тяжестью турецкого
ширпотреба. Бывалый же "челнок" легко закидывает за спину
пятидесятикилограммовый баул и при этом даже не охает.
- Привыкли, - поясняет коммерсантка Галя из Владимира. -
Десять лет возим - уже и мускулы нарастили, и геморрой вылечили.
Теперь им будет полегче. Российское правительство решило
навсегда избавить "челноков" от профессионального геморроя,
ограничив грузоперевозки из-за границы 35 килограммами один раз в
месяц. Ездить-то можно - хоть каждый день, но возвращаться - с
сувенирами для личного пользования, а не с коммерческим товаром для
перепродажи. Родина (пока неизвестно, в каком образе - строгого
таможенника или специального человека с весами), после короткой
разлуки принимая челнока в свои объятия, будет фиксировать
провезенные им килограммы. И если по истечении месяца их наберется
больше нормы, за это накажут административным штрафом, а за
злостное нарушение вообще грозит конфискация.
Очередная забота правительства о предпринимателях почему-то
вызвала панику в их рядах. Многие считают это смертельным наездом
на малый бизнес с целью его окончательного разорения. Хотя пора бы
уже и привыкнуть - за последние годы правительство только и делало,
что боролось с "челноками", но безуспешно. Они все равно живы и
продолжают на собственном горбу снабжать отечественные рынки
товарами из Европы и Китая. По данным официальной статистики, в
Центральную часть России "челноки" ввозят 30% продающейся здесь
одежды и обуви, на Дальнем Востоке челночный импорт составляет и
вовсе 80%.
- Неутомимые труженики одели и обули страну, - считает
председатель профсоюза малого бизнеса России Валентин Стечкин. - Их
бы медалями наградить, но вместо этого людей всячески вытесняют с
рынка. А куда им идти? В люмпены?
Умножение на два
В правительстве так вопрос не ставят. Директор департамента
Минэкономразвития Галина Баландина в два счета доказала
корреспонденту "МН", что время "челноков" прошло. Люди, дескать, за
счет этого поднялись, получили приличные доходы, и к сегодняшнему
дню "челночество" переродилось в контрабандный канал ухода от
налогов. По ее сведениям, из-за недобросовестности мешочников казна
недосчитывается нескольких миллионов долларов в год. Корреспондент
догадался, что нишу недобросовестных мешочников должен занять
какой-то культурный и добросовестный бизнес - из тех, что не только
честно обувает страну, но и по-крупному платит налоги. Хотелось
узнать его фамилию, но мне не сказали.
Сами коммерсанты подозревают, что с "великого челночного пути"
их вытесняют близкие к правительству торговые сети.
- В той же Турции они будут монопольно закупать большие партии
товаров и перепродавать нам, - говорит владелец небольшого магазина
в Орле Николай Проханов. - Считается, что таким образом торговля
войдет в цивилизованное русло - товар будет качественный, с
сертификатами и лицензиями. Как делаются сертификаты, мы прекрасно
знаем. У меня, например, их сто штук - на все случаи жизни и всего
за 10 долларов. Смешно даже в цену закладывать. А потом придется. С
новыми правилами стоимость товаров увеличится процентов на
тридцать. Потянет это наш покупатель? Нет, конечно. От нас уже и
так шарахаются.
Забота о малоимущих покупателях толкает "челноков" на открытое
противостояние с правительством. Уже третью неделю действуют новые
таможенные правила, согласно которым беспошлинно провозить на себе
можно только 35 кг. Но как перли по 50, так и прут. Что интересно:
таможня даже ухом не ведет. Очередь движется как обычно, без
задержек, и паспорта на стойке мелькают туда-сюда.
- А нас еще 27 февраля предупредили: теперь 35 кг умножайте на
два, - объясняет слаженные действия "челноков" и таможенников
брянская коммерсантка Наташа.
В переводе на понятный язык это означает, что беспроблемное
прохождение таможни с 27 февраля обходится в 70 долларов. До этого
достаточно было положить в паспорт 20. По словам коробейников, дань
платят все и всегда, независимо от внимания правительства. Но все
же когда правительство озабочено ситуацией с "челноками", платить
приходится больше.
С 1 января 2007 года "челнокам" подготовлено новое испытание.
Минэкономразвития планирует снизить стоимость товаров, ввозимых в
Россию без уплаты пошлины, с нынешних 60 000 рублей до 10 - 15
тысяч.
- Интересно, как VIP-персоны типа Ксении Собчак или депутатов
Госдумы будут провозить из-за границы шубы за 20 тысяч долларов? -
комментирует грядущее нововведение девушка Лида, перетаскавшая на
себе тонны турецкого ширпотреба, но на шубу "как у Собчак" до сих
пор не заработавшая.
Сестры по профессии утешают: "випам" тоже придется нелегко.
Коварное правительство ограничит дорогостоящие покупки "одним
экземпляром".
ДОСЬЕ
По данным РАН, число "челноков" оценивается в 13 млн. чел. -
20% трудоспособного населения. "Челночные" маршруты: Финляндия -
подержанные холодильники, мебель, Турция - товары легкой
промышленности, кожа, Греция - кожа, Германия - подержанные
автомобили, Китай - игрушки, электроника, обувь, ОАЭ - золото,
ювелирные изделия. Объемы "челночного" ввоза составляют около 80
тысяч тонн в год, общая стоимость 700 - 800 млн. долларов.
Московские новости 17.03.06