19.11.12

Повышение доверия к институту таможенных представителей

ФТС России разработала предложения по упрощению условий деятельности таможенных представителей, связанные с реализацией мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования и внедрением межведомственного электронного взаимодействия.

Для их реализации подготовлены законопроекты по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», которые сейчас проходят межведомственные согласования.

ФТС России предложила пересмотреть критерии включения в реестр таможенных представителей и исключения из него. Минимизация оснований для исключения организаций из реестра таможенных представителей упростит условия деятельности юридических лиц, оказывающих услуги таможенных представителей в области таможенного дела. Эти предложения подготовлены в целях реализации пункта 31 раздела III «Развитие института таможенных представителей» плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» («дорожная карта»).

В частности, предложено возвращать обеспечение таможенных платежей при приостановлении деятельности таможенного представителя, исключить обязательное прохождение курсов повышения квалификации специалистами по таможенному оформлению, увеличить срок предоставления организацией сведений о произошедших в ней изменениях с 5 рабочих до 30 календарных дней. ФТС России предложила ограничить перечень случаев, когда привлечение к административной ответственности может сопровождаться исключением организации из Реестра таможенных представителей: только ст. 16.2 КоАП РФ (недостоверное декларирование товаров) и только по решению судебных органов.

В связи с широким внедрением информационных технологий, ФТС России считает необходимым установить возможность подавать заявку для включения в реестр не только в письменной, но и в электронной форме. При этом организации смогут в режиме он-лайн прослеживать ход рассмотрения своих обращений. В декабре текущего года запланировано тестирование приемки и ввода в эксплуатацию соответствующего программного продукта. Его полноценная работа сократит время оказания госуслуги и минимизирует ошибки, которые при подаче заявок нередко допускаются штатными сотрудниками организаций ввиду имеющихся сложностей при практическом применении правовых норм в области таможенного дела.

В связи с переходом на межведомственное электронное взаимодействие, предложены поправки, которые позволят юридическим лицам, осуществляющим деятельность таможенных представителей, не представлять таможенным органам документы от других федеральных органов исполнительной власти, так как они могут быть получены по каналам межведомственного взаимодействия в электронном виде. На 15 ноября 2012 года реестр таможенных представителей насчитывал 459 организаций, их них 94 % фактически оказывали услуги по декларированию товаров в течение года. За 9 месяцев 2012 года в реестр было включено 89 организаций. 156 организациям была оказана услуга внесения изменений в реестр таможенных представителей.

Обращения о внесении изменений в реестр связаны, например, с открытием или закрытием обособленных структурных подразделений, изменением местонахождения организации, сменой формы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также с иными фактами. Ведение реестра таможенных представителей – важная для деловых кругов государственная услуга, которую оказывают таможенные органы на основании норм Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Порядок пользования государственной услугой детализирован в приказе ФТС России от 3 октября 2011 года № 2012 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей».

Наиболее часто к услугам таможенных представителей прибегают участники ВЭД, импортирующие товары, поскольку декларирование при импорте часто требует представления определенного количества разрешительных документов, выдаваемых различными государственными органами в связи со спецификой ввозимых товаров. Таможенные представители наиболее активно работают в зоне деятельности Центрального и Северо-Западного таможенных управлений, а также таможен, непосредственно подчиненных ФТС России (Центральной акцизной, Центральной энергетической, Внуковской, Домодедовской, Шереметьевской).

Многие таможенные представители являются крупными организациями. Девять из них – логистические компании, предоставляющие большой спектр услуг в области таможенного дела. 52 организации, входящие в реестр таможенных представителей, владеют складами временного хранения. 12 организаций являются также таможенными перевозчиками. На таможенные декларации, поданные таможенными представителями, приходится 48,4 % общего декларационного массива в количественном выражении, 60 % – в весовом и 66 % – в стоимостном. В последние годы показатели имеют позитивную динамику. По мнению специалистов ФТС России, это говорит о росте доверия к таможенным представителям со стороны предприятий - участников ВЭД и о стабильном функционировании рынка негосударственных услуг в области таможенного дела.

Справка

С введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза была унифицирована терминология, обозначающая виды деятельности в области таможенного дела. Международный термин «таможенный представитель» заменил собой ранее применявшийся в российском законодательстве термин «таможенный брокер». В сравнении с 2010 годом, когда в области таможенного дела действовал институт таможенных брокеров, сейчас количество юридических лиц, оказывающих услуги таможенного представителя, возросло почти на 40 процентов.

Пресс-служба ФТС РФ 19.11.12