12.09.18

Портреты экспортеров

Более 20 компаний приехали на ВЭФ при поддержке Российского экспортного центра (РЭЦ). Они могут бесплатно продемонстрировать свою продукцию. РБК+ выяснил, трудно ли продавать за границу не сырье, а продукт переработки.

Фантастические программисты

Компания Artwell — системный интегратор, крупнейший в России разработчик сайтов и порталов для госсектора. Среди заказчиков — Минздрав России, Росреестр, множество региональных властных структур и ведомств.

До 2014 года компания мало интересовалась зарубежными рынками. Все изменилось после девальвации рубля. Сейчас экспортные договоры достигают 20% от общего числа. Только за прошедшие месяцы 2018 года Artwell заработала на них $2 млн. Основные покупатели услуг — Южная Корея, Вьетнам и Индия. «В Индии мы выиграли тендер на автоматизацию систем для крупной фармкомпании, обойдя местных, то есть индийских, программистов», — рассказывает гендиректор Artwell Николай Апурин. Российские программисты в пересчете на доллары фантастически дешево стоят, объясняет он, средняя зарплата — $3–3,5 тыс. в месяц. В Индии она примерно на 15% больше, в Эквадоре достигает $5 тыс, а в Польше — уже свыше $10 тыс.

Artwell активно участвует в зарубежных тендерах, хотя затраты на подготовку документации обходятся примерно в 100 тыс. руб., а одержать победу удается не чаще чем в одном из пятидесяти тендеров.

«РЭЦ уже оказывает существенную поддержку, — продолжает Николай Апурин. — Было бы хорошо, если бы еще помогали российским компаниям при участии в зарубежных тендерах. Это удешевило бы процедуру, сделав зарубежные тендеры доступными и для игроков средней руки».

Масло, мед и квас

Заводы группы «Содружество» сосредоточены в Калининградской области. Компания занимается переработкой соевых бобов и рапса. За финансовый год, закончившийся 30 июня 2018-го, общий оборот составил $2,6 млрд, из них $1 млрд пришелся на выручку от экспорта, приводит данные гендиректор УК «Содружество» Александр Шендерюк-Жидков. На заводах работают свыше 2 тыс. человек. Помимо ЕС продукция направляется в Норвегию, страны Северной Африки и Латинской Америки. «Содружество» не получает явной выгоды от скачка курса: до 85% себестоимости их продукции приходится на сырье. Сырье компания закупает как в России, так и за рубежом, но за рубежом чуть больше. «Но даже если покупать у российских фермеров, то они тоже следят за биржевыми ценами и не станут продавать ниже рынка», — говорит Александр Шендерюк-Жидков. Что же привело компанию «с самого Запада» на ВЭФ? «Содружество» уже владеет агрологистическим комплексом в Амурской области, ключевом производителе соевых бобов, и намерена развивать бизнес в других дальневосточных регионах. В 2015 году ЭКСАР (входит в РЭЦ) провел крупнейшую сделку в аграрном секторе: застраховал кредит Газпромбанка на $150 млн, выданный покупателям российской сельхозпродукции в Европе. Речь шла как раз о поставках группы «Содружество». «Сейчас мы пользуемся и другими инструментами поддержки, например субсидированными кредитами, — продолжает Шендерюк-Жидков. — На мой взгляд, именно развитие экспорта позволяет компании стать лидером в своей отрасли».

«Одна из наших главных задач — показать региональным предприятиям, что экспорт — это реальность, — говорит глава РЭЦ Андрей Слепнев. — Мы в РЭЦ помогаем компаниям грамотно составлять стратегию выхода за границу и обеспечиваем поддержку на любом из этапов экспортного цикла — от знакомства с контрагентами за рубежом до предоставления конкретных финансовых инструментов».

У компании «Бротех» из Новосибирска — восемь работников, включая совладельцев, а оборот — 11 млн руб. Но у них свой повод для гордости: на их оборудовании впервые в Тихоокеанском регионе сварили настоящий квас. Компания делает аппараты, способные за сутки производить от 300 л до 1 тыс. л напитка. В 2016 году китайский предприниматель, владелец туристического объекта, усадьбы под Харбином, сам нашел новосибирскую компанию и заказал квасоварню. Потом два русскоязычных бизнесмена из Австралии приобрели аппарат, чтобы торговать квасом в розницу. «Там жара, пляжи, наш напиток прекрасно вписался», — говорит совладелец «Бротеха» Денис Соболев. Сейчас компания продала на экспорт пять квасоварен. Стоимость аппарата начинается от 300 тыс. руб. В прошлом году зарубежные поставки принесли примерно 10% выручки, в текущем цифра будет больше, прогнозирует Соболев. Другой товар «Бротеха» — вакуумные сушилки для фруктов, овощей, мяса и рыбы. «В азиатских странах небольшие хозяйства не успевают вывезти на продажу или переработать клубнику, вишню, персики и другой «скоропорт», из-за этого пропадает до 40% урожая», — объясняет Денис Соболев. Сушилки за 12 часов превращают тонну сырья в 80–100 кг сухого продукта. Стоимость аппарата — от $660 тыс. С помощью РЭЦ компания «Бротех» до ВЭФ уже побывала на Петербургском экономическом форуме и заинтересовала там потенциальных покупателей из Бахрейна.

Мороженое с расположенной в пригороде Владивостока фабрики компании «Лосторос» (холдинг «Владайс») разъезжается по всем крупным городам Китая. Заместитель директора Владимир Митрофанов уверен в преимуществе российского мороженого над местным. Другая продукция компании, мед, может состязаться только с новозеландским, добавляет менеджер. Однако же доля экспорта в обороте компании «Лосторос» не превышает 5%. «Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно побывать на наших погранпереходах, посмотреть, сколько может там простоять машина с тем же мороженым», — говорит Митрофанов. Несмотря на эти трудности, в «Лосторосе» считают экспорт перспективным направлением. На ВЭФ представители компании надеются найти новых партнеров, особенный интерес, по словам Владимира Митрофанова, помимо Китая представляют Сингапур, Лаос и Вьетнам.

ВЭФ как первый шаг

Некоторые компании, еще никогда не работавшие на экспорт, начинают с обращения в РЭЦ.

Например, так поступила хабаровская компания «Завод комплексных металлических решений». На ВЭФ она представит образцы своей продукции — металлические заборы. «После удешевления рубля наши заборы стоят столько же, сколько китайские аналоги, хотя по качеству они, безусловно, лучше. Будем искать покупателей, прежде всего в Южной Корее. Сейчас они импортируют только китайские заборы», — рассказывает руководитель направления «развитие экспорта» Алексей Бояркин.

ООО «Тимлюйский завод» находится в Бурятии, недалеко от озера Байкал, и является крупнейшим в Сибири производителем шифера с годовым оборотом около 300 млн руб. Шифер — бюджетный и надежный кровельный материал. Однако за последние 15 лет спрос на него в России сократился в шесть раз, говорит гендиректор завода Игорь Крендясев. «Шифер в основном серого цвета, и это нравится не всем», — объясняет Крендясев. На Тимлюйском заводе решили делать шифер разных цветов и даже с рисунком. Теперь, когда завод уже отгружает первые партии «нескучного шифера» по России, компания думает о поставках в Монголию. Когда Игорь Крендясев обратился в РЭЦ, ему предложили поучаствовать в ВЭФ. И это не единственная мера поддержки. Согласно ОКВЭД шифер относится к категории «высокотехнологичная продукция». А это значит, что если завод сумеет наладить поставки в Монголию, то получит возмещение затрат на транспортировку.

Впервые приехало на ВЭФ и НПО «Сибирский арсенал». Новосибирская компания разрабатывает системы имущественной и пожарной безопасности. Основной рынок — внутренний, а около 10% выручки приходится на поставки в страны Таможенного союза, ближнего и дальнего зарубежья. «Азиатский рынок для нас, возможно, является перспективным», — говорит директор по маркетингу Игорь Крутянский.

РБК+